Рациональное объяснение «необъяснимого»
Рецензия на:
«Бренд 2.0. От философии к практике» Антон Буланов. - М.: ОАО «Красная Звезда», 2014. – 496 с.
«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»
Вашингтон Плэтт, бригадный генерал,
автор книги «Стратегическая разведка»
Эту книгу мне подарил Андрей Милехин – президент исследовательского холдинга Ромир, один из основателей и почетный член Гильдии Маркетологов. Хотя бы из уважения к «старшему товарищу» я не мог не прочесть написанного им короткого предисловия и первой главы. С твердым намерением – этим и ограничиться. Ничуть не умаляя достоинств и компетенций уважаемого Автора, с которым я тогда не был знаком лично, но работа в одном из крупнейших рекламных агентств мира и в одной из крупнейших компаний России (РЖД) – да еще и в должности заместителя генерального директора АНО «Центр Желдорреформа» по стратегическому планированию, характеризовали Антона Буланова как нельзя лучше; я все же сомневался что после двух десятков разных книг по брендингу, прочитанных мною в прошлом десятилетии смогу найти для себя что-то новое и интересное. Я ошибался. Ошибался настолько, что прочитав книгу примерно до половины, написал Антону в Фейсбуке письмо о том – как мне нравится его книга. Так и познакомились.
Не буду даже пытаться на двух страницах описать о чем эта пятисот-станичная книга. В названии, и особенно в подзаголовке это изложено одним предложением. В отличие от большинства западных «писаний», которые без всякого ущерба для содержательности можно смело сокращать в три – пять раз, «Бренд 2.0» Антона Буланова несмотря на довольно внушительный объем – это уже «сухой остаток» с отжатой на стадии написания и редактирования «водой и лирикой». Результат осмысления (в ходе подготовки к чтению лекций в НИУ – ВШЭ) более чем 20-летного опыта работы в маркетинге, коммуникациях и практическом брендинге.
Для меня чтение книги Антона Буланова стало замечательной возможностью заочного (надеюсь в будущем у нас появится больше возможностей и оказий для личного общения) с потрясающе эрудированным, четко рационально мыслящим, хорошо излагающим свои взгляды и позиции (конечно не бесспорные, но так даже интересней) специалистом.
«Бренд 2.0» состоит из 16 глав. 12-я глава (самая короткая) посвящена вопросам фирменного стиля. Это полностью соответствует моему (и очевидно – Автора) пониманию места и значения этой бесспорно важной составляющей Бренда. А первые пять глав посвящены важным вопросам о бренде, выявлением то чем бренд не является, историческим экскурсам (весьма познавательным, повторяю – автор потрясающий эрудит), классификации определений бренда и подходов к брендингу, месту бренда в современном обществе.
И в самом конце 5-й главы появляется авторское определение бренда, которое я торжественно обязуюсь использовать с указанием авторства. Вот оно:
«Бренд – коммерчески ценный знак или сумма знаков, которая известна определенной группе людей, вызывает в их памяти схожую информацию и схожее отношение к реальным или вымышленным объектам (интерпретацию). Бренд способен влиять на поведение этой группы людей в интересах своего владельца, что и создает его коммерческую ценность. Коммерческая ценность бренда определяется также тем, насколько легко он может быть оторван от одного объекта и перенесен на другой объект или группу объектов с сохранением своей интерпретации».
с. Антон Буланов
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir
Председатель Совета Директоров полиграфических компаний: «Советская Сибирь», «Уральский рабочий», «Тюменский дом печати», «Челябинский дом печати», «Дальпресс»
Президент Гильдии Маркетологов