"Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple" Линдер Кани «Манн, Иванов и Фербер», Москва 2014.
Про Эппловского Гауди
«Я беру камень и отсекаю всё лишнее». (Ответ на вопрос: «Как вы делаете свои скульптуры?»)
Микеланджело Буонарроти
Уважительное отношение к такой сфере, как промышленный дизайн, у меня возникло совсем недавно, во время посещения в начале этого десятилетия крупнейшей мировой выставки достижений научно-технического прогресса CeBIT в Ганновере. Да и оказался я там не случайно, в составе делегации одной из ведущих компаний на рынке банковского оборудования, пытался «позаимствовать» передовые фишки/изюминки для дальнейшего внедрения на предприятии. Всё наиболее интересное фотографировал, и описывал в телефонной записной книжке с таким усердием, что посадил батарейку, ещё не пройдя и половины экспозиций. По возвращению на «родную» землю, сразу же передал все собранные материалы в ИТР компании и ждал бенефиса. Каково же было моё искреннее удивление, что наши «продвинутые» специалисты, не смогли внедрить ни одной «подсмотренной» опции! Ответ был однозначным: «Это всё сделать невозможно. Тут нужен профессиональный промышленный дизайнер!». С этого момента мой интерес к профессионалам с такими навыками сильно возрос.J
Как человек любознательный, я стал интересоваться ситуацией с промышленным дизайном в компаниях, где работали мои многочисленные знакомые. И тут меня ждало полное разочарование. Данное направление время от времени могло даваться штатному дизайнеру, который за несколько дней, вперемешку с другими заданиями, делал на компьютере графический рисунок для производства. Может в этом и кроется загвоздка с легко узнаваемой фирменной «кондовостью» отечественных промышленных изделий. А поучиться бы стоило хотя бы у японцев, чья мания к миниатюризации достигла всех разумных пределов. А каким насмешкам подвергались в своё время со стороны воротил американского автомобильного бизнеса элегантные малолитражки из страны «восходящего солнца». Вот только жизнь всё расставила на свои места!
Самый ценный ресурс современного человека – время. Возможно поэтому, мы с такой неохотой читаем пятую часть инструкции по купленному оборудованию, а дальше вообще про неё не вспоминаем. «Простота использования» стала одним из значимых конкурентных преимуществ. Но многие компании стараются этого не замечать, превращая свои приборы в вершину инженерной мысли и неприступные, как средневековые замки, для понимания пользователей. Иногда создаётся ощущение что ИТР живёт «под стеклянным куполом» за тысячи километров от остальных сотрудников компании. Более того – любые рациональные предложения часто «увязают» в бесконечной процедуре бюрократических согласований, напрочь отбивая у персонала желание поделиться инновацией.
Наверное, теперь самое время перейти к компании, где такую ситуацию искоренили «в корне», где промышленный дизайн стал визитной карточкой, а именно к Apple. «Очередная статья про гений Стива Джобса», - закатите Вы глаза в потолок и ошибётесь! Это труд Линдера Кани про Джони Айва – старшего вице-премьера по дизайну, Глава творческого направления компании Apple. Сам Джобс говорил про него: «В Apple только у меня больше власти, чем у Джони Айва. Никто не может указывать ему, чем заниматься, или сказать, мол, не лезь не в свое дело. Я так решил». Наверное сложно лучше сказать о гении этого человека, без участия которого мир бы так и не узнал про: iMac и iPod, iPhone и iPad. В основе всех них лежит философия Джони: «…Меня раздражает, когда автор дизайна словно машет хвостом у меня перед носом. Наша цель создавать простые предметы. Предметы которые нельзя представить другими…»
Вся жизнь Джони Айва пронизана неуёмным стремлением к совершенству в дизайне. Да и судьба была к нему благосклонна, начиная с отца, в чей круг обязанностей входила инспекция контроля качества обучения в школах Английского округа в области дизайна и технологий, раннее признание таланта молодого дизайнера, спонсорство при обучении в Политехническом институте Ньюкасла от Филипа Грея и заканчивая приходом в Apple. Да и сам Джобс, после своего возвращения в стены родной компании, не оставил Джони без внимания. И Айв отплатил той же монетой, не только успешно влившись в дизайнерский коллектив Apple, но и со временем возглавив его, сделал своё подразделение самым приоритетным. Во всех культовых продуктах Apple есть фирменные черты Джони, начиная от цвета и формы, заканчивая функциональностью деталей и компактностью.
Линдер Кани проделал просто титаническую работу, ведь как он пишет: «Секретность так глубоко велась в Apple, что молчание стало естественным как дыхание». И всё же автор, находя маленькие пазлы смог сложить их в общую картину, прикрыв завесу над одним из самых «замаскированных» направлений деятельности Apple – дизайном. Знакомство с внутренней кухней процесса вряд ли кого оставит равнодушным. В настоящее время перед Джони Айвом стоит трудная задача – «сохранить свежесть и инновационность». Как он с этим справится – покажет время! Хотя вряд ли обладателя звания «Дизайнер года» от Лондонского музея дизайна, полноправного участника списка Тime 100 и рыцаря Британской империи это испугает. J
PS “Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому...»
Илья Ефимович Репин
C уважением, Козуля Игорь Иванович
Член Гильдии маркетологов.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/