Радость объяснения
Рецензия на:
«Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова» / Ли ЛеФевер. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 241 с.
Почему нас не понимают? Даже тогда, когда мы искренне стараемся донести свою мысль или идею доступными, как нам кажется словами? Почему нас часто не понимают даже тогда, когда слушатели мотивированы, и искренне стараются понять мысль или идею, которую мы хотим до них донести? Ли ЛеФевер считает, что проблема кроется в «Проклятии знания» - когда что-то знаешь (особенно когда – знаешь что-то хорошо), кажется, что все просто, и ты (объясняющий) не понимаешь – как этого вообще можно не знать или не понимать.
Первый шаг на пути к хорошему объяснению состоит в принятии того факта, что разные люди находятся на различных уровнях понимания предмета объяснения. ЛеФевер предлагает это представить в виде шкалы от А В С до X Y Z. Но как «передвинуть» слушателей с уровней А В С, хотя бы к K L M? Для этого необходимо поставить объяснение в контекст, рассказать историю, показать связи и дать описание. Очень помогут ограничения, - ведь выбрать два джема из 6 вариантов на много проще, чем из 36. (Я просто обожаю этот хрестоматийный эксперимент, проведенный 10 лет назад в США, и часто привожу его в пример на занятиях, посвященных управлению ассортиментом!)
Все понятно? Или - нужны дополнительные объяснения? Тогда потратьте 800 рублей (за бумажную) или 350 – за электронную копию и 3 - 4 часа своего времени. Оно того стоит.
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Председатель Совета Директоров полиграфических компаний: «Советская Сибирь», «Уральский рабочий», «Тюменский дом печати», и др.
Президент Гильдии Маркетологов