"Я-БРЕНД. Формула успеха» Марк Эко, «Питер», 2015.
Прислушиваясь к сердцебиению бренда
«Но съем плоды запретные с древа я, и за хвост подёргаю славу я.»
В.С. Высоцкий «Прыгун в высоту»
Нет более благодатного поля для дискуссий и столкновений мнений в маркетинге, чем само понятие «бренд». Проблема ещё больше усугубляется, когда мы пытаемся залезть в область «бренда личности». Это в живой природе можно большинство вещей трактовать однозначно, например – вот гусеница, вот куколка, а это уже бабочка. Только к человеку это применить практически невозможно. Помните поговорку: «В бане все равны». Кстати, весьма меткое наблюдение, если снять всю одёжно-социальную «шелуху», то кроме вашего тела и сущности ничего не остаётся. Некоторые хитрят «украшаясь» тату, но это по большому счёту, ничего не меняет. И нередко люди «без погон» вдруг на глазах «теряют» свою уверенность и амбициозность, тогда как «простачки с первого взгляда», вдруг оказываются интересными и сильными личностями.
К большому сожалению, одна из основных социальных проблем России, заключается в том «что место красит человека», а не наоборот. Вы никогда не обращали внимания на высокопоставленных лиц, которые по той или иной причине вдруг «выпадали» из обоймы. Дутая индивидуальность мгновенно растворялась в «жёсткой кислоте действительности» со звуком «пшик»! Под тонким слоем фальшивого золота остаётся лишь «дешёвая медяшка». Конечно, сразу возникает второй вопрос: «А вообще личность ли это?» Ну, тут мы можем далеко уйти от темы…
Есть замечательный анекдот про маркетинг, где вся профессиональная терминология сводится к отношениям между полами. Помните отрывок, который в нём характеризует личный бренд: «Это когда к вам на дискотеке подходит девушка и томно говорит, что она от подруг слышала, что Вы хорош в постели!» Всё-таки фольклор - великая сила! Кстати, здесь есть принципиальный момент – брендом должны Вас называть окружающие, а не только Вы сами J. Да и атрибуты должны быть уникальными и ценными для общества, а не стандартный набор: вилла, яхта и партнёрша/партнёр фотомодель. В общем, есть о чём немного поразмыслить!
Имя Марка Эко, как и его одежды Ecko с культовым носорогом, у многих неразрывно стало ассоциироваться с определённым стилем жизни. Но путь к успеху был не лёгок, и подстерегающие ловушки, могли перечеркнуть весь ранее наработанный авторитет. Для Марка понятие «личного бренда» неразрывно связано с термином «аутентичность». В довершении ко всему, он записал определённую «математическую» формулу бренда, в которой участвуют переменные типа: уникальный голос, правдивость, потенциал изменения, радиус психологического воздействия, сила воображения. «Создание бренда равносильно появлению вашей собственной религии», - пишет он. С другой стороны, из повествования, можно сделать вывод о том, что излишний фанатизм в этом направлении может пойти во вред. В данном случае, его компания, чудом избежала краха, когда он занялся только своей личностью, забыв обо всём/всех вокруг.
Суть философии автора выражается кратко и ясно - «откажитесь от ярлыков». Окружающие нас индивидуумы крайне любят приписывать Вам определённые паттерны, иногда даже не задумываясь, насколько серьёзный урон они могут нанести Вашей личности. Но и это ещё не всё, при подходе к «Царству Бренда» Вас ожидают «стражи ворот» - грозные «воины»/критики/недоброжелатели, готовые приложить все усилия, чтобы Вы повернули назад. На своём веку они «остановили» миллионы устремлений и ещё множество раз сделают это в будущем. Так бойцовские качества, уверенность в себе и талант на выбранном поприще являются вашими доспехами в сражении. Самое парадоксальное заключается в том, что многие из нас тратят все свои силы на борьбу со стражами, забыв о целевой аудитории бренда, на которую уже не хватает энергии.
Изложение Марка Эко выгодно выделяется из бесконечного потока автобиографических «откровений», которые сейчас стали обязательным атрибутом любого сколь-нибудь успешного бизнесмена. Автор на столько углубляется в самоанализ, и исследование причин возникающих препятствий, что не может не вызвать уважение у мыслящего читателя. И всё же, опять звучит главенствующая модель эпохи потребления, что «мерилом успеха являются деньги». Но в данном вопросе, каждый имеет своё мнение, моё не совсем совпадает с авторским. Необходимо особо подчеркнуть чётко продуманный иллюстративный ряд книги, который замечательно визуализирует текст, а иногда просто дополняет его или заменяет! Эту книгу точно не стоит читать урывками, а лучше выделить более продолжительные временные промежутки – есть о чём подумать, что взять на заметку!
PS «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю»
Виктор Франкл
C уважением, Козуля Игорь Иванович
Член Гильдии маркетологов.
Член Сети «Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов».
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/