В поисках идеальной управляющей группы
Рецензия на:
«Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем « Ицхак Калдерон Азидес. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 320 с.
Идеальный руководитель должен сочетать в себе сильные качества «производителя», „администратора“, „предпринимателя“ и „интегратора“. Такое бывает только в сказках и / или „дешевых“ книжках по менеджменту. Азидес так и называет такой универсальный тип руководителя – „книжный менеджер“. В том смысле, что такое встречается только в книжках. Даже три сильных стороны из четырех сочетаются в одном человеке (менеджере) очень редко. Но и такое сочетание несет в себе угрозу для существования организации. Нужны все четыре качества / функции. Что делать? Формировать управленческие команды в которых два-три руководителя взаимно дополняли бы друг друга, обладая двумя сильными качествами, каждый и развивая или хотя бы компенсируя свои относительно слабые стороны. Как это сделать? Книга не дает ответа на этот вопрос. Этому учат в „Институте Азидеса“, клиентами которого побывали более 100 компаний на момент написания книги в 1979-м году, а теперь уже и – более тысячи из Израиля, Швеции, Греции, Ганы, Исландии, Мексики, Бразилии и Македонии.
Что касается диагностики проблем «одностороннего менеджмента», то описания и типология выполнены блестяще. Недаром книги Азидеса переведены на 20 иностранных языков, а он сам вошел в Топ-50 лучших консультантов в сфере лидерства. Хотя на мой вкус описание функции „Бюрократ“ („администратор“) выполнено слишком предвзято. Если „бюрократы“ такие „вредные“ почему же они так распространены в том же Израиле и Германии. Впрочем, и другим типам „односторонних“ управленцев досталось „на орехи“. И поделом.
Вот чего мне действительно сильно не хватило, так это реальных примеров из мира бизнеса и политики. Тем более, что Азидес лично знал многих политических деятелей и даже консультировал правительства и министерства разных стран. Не то, чтобы этих примеров в книге совсем не было, но все же их исчезающе мало и они сильно «нафталиновые» типа давно уже забытого госсекретаря Сайруса Вэнса.
А хотя бы по два «живых» примера на каждый из описываемых типов „неправильных“ менеджеров сильно бы украсили и усилили публикацию.
Ну, и конечно, как макро-маркетологу мне не очень понятно как можно анализировать стили менеджмента в полном отрыве от анализа рыночной ситуации, задач компании, специфики отрасли, экономического и бизнес цикла. Но, при этом все же увязывать анализ стиля управления с «жизненным циклом компании» – конструкцией все же довольно умозрительной и „книжной“.
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir
Председатель Совета Директоров полиграфических компаний: «Советская Сибирь», „Уральский рабочий“, „Тюменский дом печати“, „Челябинский дом печати“, „Дальпресс“
Президент Гильдии Маркетологов