«Мои правила» Ричард Брэнсон «Альпина Паблишер» 2015.
Думай иначе, действуй смело!
«Какая музыка жила в нём - это ж надо…»
Михаил Танич. «Сентиментальный вальс»
Ну не знаю как Вам, а мне уже более десяти лет хочется слетать авиакомпанией Virgin. Ну не могу я поверить, во ВСЁ то, что о них рассказывают! А ещё - эти полуфантастические залы ожидания и весь сопутствующий сервис! Возможно, у меня в голове ОГРОМНЫЙ пунктик, связанный с российской авиацией. Посудите сами. Вспоминаю свой полёт в один из крупных уральских городов в начале двухтысячных на Ту-154 по билету бизнес класса. Небрежно огороженная подвижными шторками первая треть салона, в которой сижу только я и Директор компании по ферросплавам. Пытаюсь найти остальные уникальные VIP отличия, но они напрочь отсутствуют, за исключением того, что стюард после долгих уговоров и небольшого денежного вознаграждения принес бутылку русской водки, к которой с удовольствием приложился и сам. Потом помог опустошить алкогольные загашники наших сумок. И вот тут явилось чудо! Выяснилось, что спинки впереди стоящих кресел можно полностью сложить и почти полежать на неудобной металлической поверхности. Но лучше неудобно лежать, чем хорошо сидеть! И за весь этот «юмор» было заплачено в три раза больше, чем за обычные места!
Ну ладно, оставим в покое серебристые лайнеры нашей страны, а сделаем неожиданный вираж в сторону… миссии (ударение на первом слове). Бесконечное новомодное увлечение формулированием миссии - больше подходит на пафосные слова на лентах венков покойного. Целый фонтан лжи, фальши и высокомерия! Полнейшая безликость дополняет весь этот набор, когда у конкурирующих компаний всё написано как-будто под старую добрую копирку. До сих пор вспоминаю, как один из Ген. директоров решил поменять миссию своей логистической компании, написав: «Мы решаем любые проблемы наших клиентов». Но и это меркнет перед скучнейшим шаблоном, насыщенным умными словами: «Мы должны представлять продукты и услуги, которые стабильно соответствуют ожиданиям наших клиентов». Особенно, в этой связи, меня впечатлило недавнее телефонное общение с сервисным подразделением одной Интернет компании. Фразу запомнил дословно: «Ваш звонок очень важен для нас. Вы 6-той в очереди. Расчётное время ответа на Ваш вопрос через 12 минут. Спасибо!»
Что же, ещё сильнее во время виража «ляжем на крыло» и, буквально, пройдёмся по интимному - корпоративная культура. Тут пафоса ещё больше – ведь самый ценный для нас ресурс – это, конечно, наши сотрудники (ну, во всяком случае - так заявляет 90% компаний)! А ведь не зря Питер Друкер сказал: «Культура ест стратегию на завтрак». И в буквальном смысле – процесс приёма пищи – занимает крайне важное место! За время своей многолетней трудовой деятельности, я видел много корпоративных мест приёма пищи от отдельных обеденных кабинетов для руководства компании, с приглушённым светом и собственным меню, до общих столовых, где «генералов нет» и за едой сотрудники могут спокойно поговорить с Ген. Директором, например, о его хобби – коллекционирование фаянсовых танцовщиц. И это, на самом деле, один из важнейших показателей того, что уважение к сотрудникам не просто декларируется на словах, а существует на деле! А как Вы думаете – какая из приведённых компаний является новатором? Где каждый документ не требует 15-ти согласовательных подписей, а её будущее достаточно безоблачно? Ну и ещё добавлю «вишенку» - я всегда был кардинально против, чтобы сотрудники были безликой массой, лишённой гендерности. Для меня всегда были, есть и будут «сотрудники» и «сотрудницы». И если Вы, действительно, хотите иметь здоровый коллектив – придётся узнать и о жизни работников за пределами офиса, об их насущных проблемах, чаяниях и пр.
Наверное, придётся открыть завесу тайны – все изложенные выше мысли были сгенерированы мозгом благодаря прочтению новой автобиографической книги Ричарда Брэнсона! А ведь и не только они! Задумайтесь, буквально, на минуту, что произойдёт в нашей стране, если появится двойник Ричарда на рынке отечественной сотовой связи, с её кабальными тарифами и отвратительным качеством. Действительно – нам нужен Брэнсон! Он вообще крайне необходим нашей стране, чтобы «дать в нос» (используя его терминологию) многим жиреющим неповоротливым монополиям и, уверенным в непоколебимости своего положения, - гигантам отечественного бизнеса, с мелькающими до боли знакомыми лицами в реестре акционеров (словно при тасовании краплёной карточной колоды). «Людям, в конце концов, надоедает платить втридорога за далеко неблестящее обслуживание, и они восстают против зажравшихся гигантов», - предупреждает автор книги.
Вообще, Ричард часто говорит довольно провокационные для современных бизнесменов вещи: «Бизнес не должен быть игрой с нулевой суммой, где одни выигрывают, а другие проигрывают. Если бизнес ведется правильно, в выигрыше оказываются все: компании, общество и прекрасная планета, на которой нам посчастливилось жить». А ведь весьма недурно, для человека, бросившего школу в 16 лет и практически не прочитавшего за свою жизнь ни одной бизнес книги (слова автора). Кстати, данную фразу порекомендовал бы сделать в виде татуировки ряду консультантов, чей вектор всегда (просто удивительно) сонаправлен вектору акционеров, с бесконечным повторением слов «прибыль» и «сверхприбыль» (как-будто заело пластинку). Сколько судеб поломали эти маленькие царьки Мидасы.
А в конце - немного о столь сейчас популярной теме тренингов – лидерстве. У Брэнсона и на эту опцию есть своё, крайне любопытное мнение. Он считает, что выдающиеся лидеры мало похожи друг на друга за счёт своей харизматичности, непредсказуемости, эксцентричности. А в противовес этому, плохие «лидеры» - похожи друг на друга как ряд безликих манекенов. Еще немаловажный фактор – говори с другим так, как хотелось чтобы разговаривали с тобой! Ну и наконец, никудышный лидер никогда не признаёт своей вины, а всегда найдёт возможность её свалить на подчинённых или «перепасовать» другому подобному «лидеру». Одним словом, усилием воли прекращаю писать эту рецензию, иначе она может дойти до размеров небольшой книги. А, Вам, очень рекомендую познакомиться с откровенным взглядом «бизнес-бунтаря» современности!
«Бунтарь не хочет ждать, пока человечество станет лучше, он живет так, словно этот день уже наступил...»
C уважением, Козуля Игорь Иванович
Член Совета Гильдии маркетологов.
Член НГПК.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/