«Ритейл-маркетинг» Йенс Нордфальт «Альпина Паблишер» 2015.
Мерчандайзер мерчандайзеру фейсинг не поправит!
«Мерчандайзер - это человек, следящий за тем, чтобы сроки годности на
продуктах в магазине вовремя были исправлены.»
Интернет
Не знаю как Вам, а мне достаточно грустно осознавать, что мы теперь торговая нация. Голова уже идёт кругом от такого объёма почти ругательных слов - мерчендайзеры, хендлеры, консалтеры, трейдеры, андеррайтеры, хеджировщики, франчайзеры и пр. Ну, а ещё одно слово, ритейл прочно вошло в наш повседневный обиход более десяти лет назад. Хотя, как наблюдательный человек, отдам должное – что уровень качества обслуживания ритейла года этак 2005 и дня сегодняшнего – различаются как небо и земля. Исчезли битые полы, на которых весело подпрыгивала тележка с половиной некрутящихся колёс; продуктовые свалки на полках; меньше стало откровенно левого и некачественного товара (в том числе и спиртного); да и работники магазина сделались доброжелательней. Экономя время покупателей, сейчас, почти все игроки этого рынка, занялись переоборудованием прикассовой / кассовой зоны, с целью уменьшения очередей и снижения недовольства покупателей от долгого и бесцельного стояния.
Ситуация изменилась радикально. Если раньше поход в крупный магазин планировался заранее, и добраться до него можно было, в основном, только на автомобиле, то сейчас, например, вокруг моего дома практически в шаговой доступности работает ПЯТЬ магазинов (в том числе и сетевых). Поднаторев в бесконечном веере аукционных товаров и предложений – буквально за час обходишь их все, при этом выигрывая от данной ситуации до 25% своего личного бюджета! Не знаю как Вам, а мне такая ситуация с потребительской точки зрения - устраивает полностью! А если сюда ещё добавить длинные товарные линейки private label (качество которых уже не является притчей во языцех) – то выясняется, что рай может быть и на земле!
И всё бы было хорошо, но налетевший крайне жёсткий кризис мгновенно подкосил по наполняемости потребительские корзины, надолго вычеркнул из ассортиментного перечня так полюбившиеся многим санкционные товары, да и переориентировал значительную часть покупателей в режим «жизни без излишеств». А выросшие, как грибы после дождя, ритейлеры оказались в крайне сложном положении. Мало того – что ещё необходимо жить в режиме жесткой конкуренции, но и «его Величество покупатель» - вдруг стал считать «не рубли, а каждую копейку». Помните слова Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, а самый приспособленный» Ну, а как приспособиться наилучшим образом – поведаю в следующих трёх абзацах.
Вряд ли кто будет спорить, что современный ритейл-маркетинг – крайне сложный организм, уже имеющий столько специфических наработок, что непосвященному специалисту вникнуть во всё это будет крайне сложно. И тем более, крайне ценен накопленный/обобщенный за сорок лет опыт в этой сфере, который шведский исследователь Йенс Нордфальт тщательно собрал и изложил в своей книге. Более того – эта книга была признана «Лучшей маркетинговой книгой 2007 года» по версии Шведской федерации маркетинга. Скажу сразу - пятисот страничный труд, который Вы держите перед собой – лёгкого, развлекательного чтения не обещает! Но 100% погрузит Вас в эту крайне непростую ритейловскую среду.
Конечно, у ритейла есть свои преимущества, например перед рынком B2B, которые заключаются в скорости проведения исследований, охвату ЦА, фантастической вариативности и пр. Самое главное – хотеть двигаться поступательно вперёд, а не почивать на прежних лаврах. Да, скажу сразу – по моим наблюдениям - ну не любит большая часть российских маркетологов «заморачиваться» с цифрами (а ещё страшнее – математическими функциями). Йенс постарался всё это элегантно обойти – в его книге весь этот аппарат заменен таблицами или диаграммами, полностью взятыми из реального бизнеса. Одних только ссылок на труды/кейсы других авторов ЦЕЛЫХ 25 страниц мелким шрифтом! Наверное, можно смело назвать эту книгу – одной из успешных попыток глобальной проработки ритейл-маркетинга.
Как пишет сам автор «Эта книга представляет собой попытку преодолеть разрыв между ритейлом и наукой». Йенс Нордфальт ставит перед собой амбициозную цель – представить: «максимально исчерпывающий обзор научных исследований, которые могут иметь непосредственную практическую ценность для ритейлеров». Кстати, Вы удивитесь, но в той же самой Швеции исследования прикладного характера этой отрасли крайне не немногочисленны. Так что мы не так уж сильно отстали, и, при желании, можем сократить разрыв, а может, даже (всегда приятно помечтать) выйти вперёд. Основным сдерживающим фактором на этом поприще, до сих пор, вижу несерьёзное отношение руководства компании к маркетинговым инициативам. Может сложившаяся, благодаря кризису ситуация, всё расставит на свои места, а может - и нет! Но, как бы ни относились к маркетингу в Вашей компании – данную книгу Вам никто не помешает прочитать!
PS «Телефонный звонок в офис:
- Здравствуйте! Скажите, сколько у вас стоит туалетная бумага?
- Посмотрите на странице 468 нашего каталога.
- Подумайте, если бы у меня был ваш каталог, разве мне нужна бы была туалетная бумага?»
Из Интренета
C уважением, Козуля Игорь Иванович
Член Совета Гильдии маркетологов.
Член НГПК.
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/