Родина в инфо-картинках
Рецензия на:
«Россия в цифрах: 2012 – 2013.» Михаил Фирсанов, Ольга Гамбарян. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 152 с.
Понадергав (в хорошем смысле слова) из десятков официальных и неофициальных источников, среди которых: Росстат и ВЦИОМ, Яндекс и «Секрет фирмы», ФОМ и Ромир, Автостат и Минобр, занимательной и познавательной информации о нашей стране и ее обитателях, авторы представили ее любознательному читателю в виде инфо-графики на 60 разворотах отлично изданной книжки. Только цифры, графики, диаграммы, пиктограммы, рисунки. Никаких текстов, комментариев, спекуляций, домыслов, инсинуаций, морализаций. Информация рассортирована по 11 разделам: Страна, Население, Общество, Политика, Экономика, Интернет, Быт, Семья, Работа, Здоровье, Деньги.
Будь на то моя воля, я бы рекомендовал эту книжку к обязательному изучению в рамках курсов «Основы социальной статистики» и „Основы информатики“ студентам всех гуманитарных и экономических (управленческих) дисциплин. Да и старшеклассникам знакомство с „оцифрованной Россией“ не помешало бы.
К сожалению, первое издание не обошлось без нескольких досадных ляпов. В нескольких местах не обозначена «легенда». На диаграмме про туризм перепутаны надписи и цифры по въезжающим и выезжающим. Данные по бракам и разводам приведены в расчете на 1000 жителей (как это и принято в демографии), но подпись гласит — „на 100 человек населения“. Несколько диаграмм можно прочесть, только если очень глубоко разбираешься в теме. Сумма процентов не всегда (где это нужно) сходится к 100%. В число крупнейших потребителей нефти не попала страна Россия, зато была включена „страна“ ЕС. Впрочем, последние две претензии – скорее к источникам данных. Будем надеяться, что к следующему изданию (а мне бы очень хотелось, чтобы оно стало ежегодным) эти промашки будут исправлены. А пока даже их грамотные преподаватели могли бы использовать в педагогических целях.
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir
Председатель Совета Директоров полиграфических компаний: «Советская Сибирь», „Уральский рабочий“, „Тюменский дом печати“, „Челябинский дом печати“, „Дальпресс“
Президент Гильдии Маркетологов