«Стратегическая сессия» Крис Эртель, Лиза Кэй Соломон, «Альпина паблишер», Москва 2015.
Стратегическая или страдальческая?
Идет по лесу ежик и говорит сам себе: « Я самый сильный! Я самый смелый! Я самый ловкий! Я самый...». Но тут попадается ему навстречу медведь и раз по нему ногой! Ежик отлетает метров на тридцать, катится по земле, встает, отряхивается и грустно так продолжает: «Но очень легкий... !»
Народный фольклор
Если рядом нет ни Ваших непосредственных руководителей, ни подчинённых – ответьте честно на вопрос: «С чем у Вас, в первую очередь, ассоциируется стратегическая сессия?» Лично у меня, с пропавшими выходными, душной комнатой, подобострастными взглядами присутствующих сотрудников, царскими позами акционеров и … одними и теми же словами, повторяемыми в разном порядке из года в год! Если сделать ТОП наиболее скучных и бесполезных мероприятий в российской компании, то «стратегическая сессия» без труда займёт почётное место в первой «тройке». Просто парадоксально – все видят бесполезность данного мероприятия (акцентирую внимание, что именно в том формате, в котором оно обычно проводится), но, в среднем, два раза в год обязательно делают!
Вспомню самые «замечательные» стратегические сессии, где был участником. На улице – яркое солнышко и столбик термометра, вокруг которого весело порхают бабочки, находится в районе 25 градусов. И вместо того, чтобы расположиться на зелёной загородной травке, всех руководителей среднего и высшего звена загоняют … в надувной прорезиненный шатёр, с отсутствием вентиляции, и, конечно же, дополнительным атмосферным давлением внутри. «Немигающее око» руководителя HR зорко выслеживает засыпающих и берёт на «галочку». Постоянный гул насосов, подкачивающих шатёр, замечательно «дополняет» бормотание ведущего. Туалет находится в 300-х метрах от шатра. Ну и конечно, на календаре выходной день! Вы скажите – «пугалка» для непосвящённых. Был бы рад, если бы это оказалось плодом чьей-то фантазии, но сам, в насквозь промокшей рубашке, сидел в этом «угаре» новых знаний!
Хорошо, не буду вспоминать самые страшные случаи из своего бизнес - пути, а возьму «золотую середину». Малюсенькая переговорная, набитая людьми, как бочонок сельдью, просто трещит от гениальных замыслов акционера в направлении создания «прорывной» стратегии компании на ПЯТЬ лет вперёд. Хочу, между прочим, заметить, что КРИЗИС уже начался, а эта совсем небольшая компания и так еле сводит «концы с концами». Ему вторит приглашённый и хорошо оплачиваемый специалист по стратегиям, активно засыпая собравшихся умными терминами. На мой нескромный вопрос: «Мы проводим отчётное собрание или всё же стратегическую сессию?» - оба уверенно подтверждают последнее и зло смотрят в мою сторону. Спохватившись, решают срочно получить слово «от народа». Но тут выясняется, что проектор не работает, и невозможно вывести на экран визуализацию их «гениальной стратегии». Пятнадцать минут проходит в наладке, но только появляется первый слайд – все понимают, что это - не та презентация. Нужная презентация находится под паролем на сервере. Как назло выясняется, что сервер работает с перебоями, а «противный» пароль никак никто не может вспомнить. Но русская находчивость непобедима – с большим трудом в комнатушку помещается флипчарт с мятыми листами, но вот незадача, маркеры высохли – ими не пользовались уже пару месяцев… Один плюс – всё это проходило в рабочий день, но закончилось в полночь!
На самом деле, проведённая «по всем правилам» стратегическая сессия – это ГРОЗНОЕ рыночное оружие в арсенале компании. Крис Эртель, Лиза Кэй Соломон не понаслышке знакомые с этим уникальным мероприятием, делятся своим личным пятнадцатилетним опытом. Сразу скажу, в такой, правильно построенной стратегической сессии, я бы с огромным удовольствием поучаствовал! Оказывается, создание того микроклимата, в котором «зарождаются» прорывные идеи – это целая наука, поставленная на системную основу.
Здесь важна любая мелочь (место и временя проведения, постановка правильных целей, инвентарь, формирование рабочих команд/групп, чёткий регламент и пр.) для достижения общего успеха. Удивительно, что организации и проведению такого важного мероприятия не учат даже в Гарвардской школе бизнеса. Во всяком случае - пока! Основные этапы разработки успешной стратегической сессии, можно поделить на пять укрупнённых блоков: постановка задачи и определение цели, формирование состава участников и обеспечение широкого спектра мнений, подготовка информационных материалов и выбор фокуса рассмотрения проблемы, соответствующее помещение и подготовка места действия, определение повестки дня и превращение сессии в источник получения незабываемого опыта. Не хочу называть это «догмой», но уж по крайне мере, очень близким.
Само по себе повествование уникально тем, что состоит из двух отдельных частей– одна описательная и подробная, другая более краткая и схематичная, больше похожая на справочник с набором графов, где в последовательном порядке располагаются основные сценарии. Книга будет полезна как тем, кто считает себя уже умудрённым в организации/проведения стратегических сессий (ведь совершенству нет предела), так и тем, кто хочет освоить эту сложную опцию. И конечно, она будет крайне полезна всем Вам, участникам стратегических сессий, чтобы иногда, крайне «аккуратно», подкорректировать канву происходящего. Особенно обращаю внимание на слово «АККУРАТНО» - не любят в России критиков. Так что читайте, изучайте, делайте выводы…!
PS « Нет недостижимых целей, есть неправильные стратегии!»
Сергей Мавроди
C уважением, Козуля Игорь Иванович
Член Гильдии маркетологов.
Член Сети «Национальной Гильдии Профессиональных Консультантов».
Эксперт по маркетингу, MBA.
http://kii08.blogspot.ru/