Все равно – ничего не понятно
Рецензия на:
«Революционный продукт. Как создать и вывести на рынок.» Гай Кавасаки, Мишель Морено. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с.
В Голливуде рассказывают такую байку. В конце ХХ века голливудские магнаты захотели изобрести рецепт создания 100%-ного блокбастера. Они наняли университетских профессоров и поручили им поговорить с режиссерами и продюсерами 20 самых кассовых фильмов 90-х. А также с режиссерами и продюсерами самых провальных картин десятилетия. Хиты и провалы надо было также разобрать чуть ли по эпизодам и сюжетным линиям, для того, чтобы понять рецепт кассового успеха. Несколько месяцев исполнители добросовестно общались с создателями блокбастеров и препарировали их творения в своих лабораториях. Отчет, о проведенной работе был кратким и обескураживающим – «Никто ничего не знает!».
Так бывает не только в Голливуде. Никто не ставит под сомнение выдающиеся таланты создателей «Старбакса». Хотя их высокие моральные принципы, после истории с неуплатой налогов в Великобритании, уже не столь очевидны. Но, вот попытки написать историю успеха „Старбакс“ и от первого, и от второго лица ничем внятным не закончились. Не берусь обсуждать деловые и профессиональные качества Гая Кавасаки. Готов признать, что человек, имевший четверть века назад отношение к легендарной „Эппл“, а затем успешно инвестировавший в несколько разноплановых бизнесов имеет право называться „успешным предпринимателем“.
Но вот его книга, написанная в конце прошлого века, это блестящий образец маркетинга, основанного на эмоциях и трюках. Бессистемный набор разноплановых и разнокалиберных фактов, цитат, примеров и постулатов. Полное отсутствие доказательной базы. Противоречия, которые даже он сам иногда замечает. На 200 страницах не нашлось место ни одному законченному кейсу, ни одному графику, ни одной диаграмме, ни одной таблице, и конечно – ни одной формуле.
Судя по тексту «Революционного продукта» Кавасаки либо считает свой продукт революционной „нетленкой“, подобно „Капиталу“ Маркса или „Корану“ — сами знаете кого. Либо напротив – „отработанным материалом“, „перевернутой страницей“, о которой надо уже давно забыть и двигаться дальше. Об этом свидетельствует тот факт, что за прошедшие с выхода первого издания в США 14 лет он не удосужился сделать для своего продукта хотя бы легкий апгрейд или версию 2.0.
Можно только догадываться о мотивации издательства МИФ, решившего вытащить на свет божий эту нафталиновую «книгу откровений». Но, все равно, хочу поблагодарить издателей, хотя бы за то, что после полутора десятков рецензий разной степени восторженности, я наконец смог написать критический отзыв на их не революционный продукт.
ИГОРЬ Березин
Партнер консалтинговой компании Semperia M&S
Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir
Председатель Совета Директоров полиграфической компании «Воронеж»
Президент Гильдии Маркетологов