The article critically examines the definitions of the antiques existing in the literature and shows their unique place in the system of commodity relations. The author gives his own general definition of the subject. Antiques are presented as a group of heterogeneous goods that nevertheless have some of the basic characteristics in common.
В статье критически рассмотрены существующие в литературе определения антиквариата и показано его особое место в системе товарных отношений. Дано обобщающее определение предмета исследования. Антиквариат представлен как группа неоднородных товаров, обладающих, тем не менее, рядом общих базовых характеристик.
Keywords: antiques, market, commodity, use value and exchange value.
Ключевые слова: антиквариат, рынок, товар, потребительская и меновая стоимость
Обращаясь к рассмотрению «новой» экономической категории — антиквариата как своеобразного товара в системе рыночных отношений, следует, прежде всего, ознакомиться с тем, как характеризовался он в экономиче-
ской и справочной литературе ранее и насколько полными были эти характеристики. Слово «новый» сознательно взято в кавычки, потому что по отношению к предмету исследования такое определение представляется оксюмороном.
научный журнал СЕРВИС PLUS 2012 / № 1
Антиквариат как экономическая категория
Одно из определений антиквариата относится к концу ХIX века и содержится в первом томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Точнее, там говорится не об антиквариате, а об антиквариях, т. е. людях, занимающихся приобретением и сбытом предметов старины. Род их занятий определяется как «торговля антикварными вещами», которая „как самостоятельная отрасль существовала еще в XVII в., но вполне развилась только во второй половине XVIII столетия. Главным образом она занимается покупкой и продажей старых книг, уже бывших в употреблении… Принятые в книгопродавческом деле условия кредита не принимаются в антикварной торговле; тут покупка и продажа совершаются за наличные. Некоторые антикварии ведут кроме того торговлю автографами… другие торгуют предметами искусства, гравюрами, политипажами, чертежами и т. д.“ [2]. В начале XX века в Энциклопедическом словаре товарищества Гранат и К0 круг предметов антикварного оборота несколько расширяется: „…в настоящее время антиквариями называют торговцев старинными картинами, домашней утварью, монетами и т. п., а также букинистов — торговцев старинными и подержанными книгами“ [7]. В конце XX века, в эпоху становления новых рыночных отношений, определения антиквариата не стали полнее. В Большом энциклопедическом словаре 1991 года антиквариат определяется как „торговля старинными ценными предметами: картинами, книгами и др., а также совокупность таких предметов“ [5]. Совершенно одинаково определяют предмет исследования Российский энциклопедический словарь 2001 года и Большой российский энциклопедический словарь 2009 года. Они трактуют антиквариат лишь как „совокупность старинных ценных предметов: картин, книг и т. д.“ [6], [3].
К перечисленному выше всего одну позицию добавляет Большой толковый словарь русского языка 2008 года, определяя антиквариат как «антикварные вещи (книги, картины, украшения и т. п.)» [4].
В справочной экономической литературе дефиниций не найдено. Предмет данной статьи там не рассматривается, он является объектом изучения в других разделах гуманитарных знаний.
В приведенных выше определениях наблюдается явное противоречие, они не корректны по сути. Действительно, с одной стороны, ан-
тиквариат рассматривается как совокупность ценных предметов старины, с другой, антиквариат трактуется как процесс. Этот процесс — торговля, т. е. вид деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг на внутреннем и внешнем рынке. Несомненно, торговля вовлекает антиквариат в рынок, услуги на котором становятся все более многочисленными и разнообразными. Это и экспертиза, и оценка, и страхование, и консультации по формированию частных и корпоративных собраний, а также реставрация и изготовление копий, описание и каталогизация. Сам антиквариат, будучи объектом рыночных отношений, является товаром, и рассматриваться должен именно в этом качестве.
Сегодня рынок антиквариата — это важная составная часть глобального рынка. Его годовой объем составил в 2005 году около $ 27 млрд, и на долю России приходилось $ 200 млн [10]. В 2008 году его объем у нас в стране вырос до $ 500–700 млн, а по некоторым оценкам — до $ 1,5 млрд. Кризисный спад был довольно быстро преодолен, и в 2011 году оборот вновь достиг полутора миллиардов. Величина немалая, но, по оценкам экспертов, это не более 3% мирового оборота [9], [11].
Притом, что антиквариату присущи все основные свойства товара, он остается товаром весьма специфическим. Как любой товар, он обладает потребительской и меновой стоимостью, но, в отличие от товаров традиционных, в нем эти два, неразрывно связанных экономическими законами, вида стоимости на определенном этапе начинают расходиться. Чтобы понять, как и почему это происходит, следует, прежде всего, максимально наполнить содержанием сам термин, подробно перечислить и классифицировать его составляющие.
Из всех приведенных выше определений можно сделать ошибочный вывод, что антиквариат — это только книги и полиграфическая продукция, предметы искусства, нумизматика, украшения и домашняя утварь. Причем последняя составляющая так и остается не раскрытой — в отличие от произведений искусства, которые, как может показаться, по отношению к предмету представляют собой чуть ли ни синоним. Тем не менее, понятие антиквариат является чрезвычайно емким и вмещает в себя множество объектов материальной культуры. По мнению одного из авторитетных изданий в этой области The Collectors
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
Encyclopedia of Antiques, термин «антиквариат» включает в себя, кроме традиционных произведений искусства, еще не менее 16 основных товарных групп:
1) старинное оружие;
2) стеклотара (бутылки, флаконы, коробочки и т. д.);
3) ковры, ковровые изделия и гобелены;
4) керамика;
5) часы (настенные, напольные, консольные, наручные), барометры;
6) вышивки;
7) мебель;
8) стекло (посуда, предметы настольного декора и т. д.);
9) ювелирные украшения;
10) кованные металлические изделия (садовые украшения, решетки, люки, светильники и т. д.);
11) музыкальные инструменты;
12) нецке и инро;
13) оловянные предметы;
14) научные приборы;
15) серебро (утварь, включая церковную, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
16) игрушки и заводные механизмы. Приведенный список (порядок перечисления, как в оригинале) отражает преимущественно английские предпочтения и является далеко не полным [8]. В настоящее время насчитывается порядка семисот различных видов и подвидов коллекционирования и, следовательно, на рынке существует устойчивый спрос, кроме всего прочего, на артефакты более чем полувековой давности, включая те, что утратили свои первоначальные функции. Удовлетворяются специфические потребности собирателей и тем самым повторно вводятся в оборот многочисленные товары со всеми, присущими им свойствами. На наш взгляд, приведенный выше перечень, следует расширить, добавив в него те позиции, которые составляют содержание традиционных видов коллекционирования, а также некоторые группы предметов, ставших объектами антикварного бизнеса в последние десятилетия:
17) филателия;
18) филокартия;
19) фалеристика;
20) филумения;
21) нумизматика;
22) бонистика;
23) тегистология;
24) букинистические издания и полиграфическая продукция;
25) одежда, обувь, аксессуары;
26) письменные принадлежности;
27) бытовая техника;
28) радио, теле, аудио и видео аппаратура;
29) средства связи;
30) авто и мототехника.
Дополненный список остается открытым: его можно расширять, детализировать, а также рассматривать приведенные позиции как своего рода кластеры и дробить на составляющие. Суть в том, что огромное количество товаров составляет совокупность, объединенную общим понятием антиквариат, — это многое из того, что составляет окружающий нас вещный мир. И эта совокупность далеко не однородна.
Рассмотрим антиквариат как специфический товар, имеющий главные характеристики — потребительскую и меновую стоимости, то есть с точки зрения его полезности, способности удовлетворять определенные человеческие потребности, и с точки зрения возможности его обмена на другие товары. Выражением этого свойства выступает цена.
В подгруппу предметов, традиционных для антикварного рынка, входят, прежде всего, произведения искусства, под которым мы понимаем в первую очередь нетиражируемые, невоспроизводимые (или воспроизводимые в малых количествах авторских копий) творения мастеров, шедевры — редкие, часто уникальные. Живопись, графика, скульптура, украшения, — то есть все то, что на первом этапе своего существования призвано удовлетворять эстетические потребности авторов (в этом случае эти предметы обладают индивидуальной потребительской стоимостью) и / или зрителей (тогда появляется и общественная). Но большинство произведений искусства изначально создаются как потенциальные товары, каковыми становятся, как только художник или агент-посредник выходит с ними на рынок и они там доказывают свою полезность потребителю. Таким образом, указанные товары рассматриваются не только с художественной и эстетической, но и с материально-экономической точки зрения. В них единовременно сочетаются полезность (потребительская стоимость) и ценность (стоимость меновая).
В данной подгруппе при благоприятном сочетании сопутствующих факторов (талант и из-
научный журнал СЕРВИС PLUS 2012 / № 1
Антиквариат как экономическая категория
вестность автора, общая стабильная политическая и экономическая ситуация и т. д.) оба вида стоимости будут иметь тенденцию к росту. Наоборот, при форс-мажорных обстоятельствах, таких как, например, природные или военные катастрофы глобального масштаба, те же стоимости станут ничтожно малы. В этом случае на первый план выступят совершенно иные потребности. То есть мы сталкиваемся с классической ситуацией, описанной еще Д. Рикардо, когда не только и не столько трудом, сколько законом спроса и предложения определяется стоимость товара. Мы видим, что обе стоимости будут расти (или падать) неразрывно друг от друга.
Схожая ситуация наблюдается в подгруппе малотиражных произведений декоративно-прикладного искусства. В их создании наряду с трудом автора-художника используется и труд других участников производственного процесса. Известно, что присущая всем товарам потребительская стоимость проявляется исключительно при потреблении и эксплуатации, и в данном случае эксплуатация в некоторой степени присутствует: расходуется ресурс рассматриваемого товара, происходит его постепенный износ. Мы не рассматриваем ситуацию, когда в результате тех или иных действий наступает полная или значительная потеря потребительских свойств. Такой товар за редким исключением через определенное время попадает в утиль, а не переходит в категорию антиквариата.
Наиболее интересные метаморфозы происходят с диалектическим единством меновой и потребительской стоимости в третьей подгруппе антикварных товаров — тех, которые изначально производились для массового потребления и могли неоднократно тиражироваться в течение какого-то отрезка времени. Если на первом этапе их существования действуют преимущественно универсально-экономические законы, то со временем все большую силу приобретают другие факторы: психологические, эстетические, социальные, мотивационные и даже нравственные. Жизненный цикл антиквариата как товара на каком-то этапе своего развития меняет вектор движения, и траектория изменяется, становясь восходящей, а не нисходящей. Одежда и обувь, предметы повседневного обихода, всякого рода технические средства довольно быстро в процессе использования теряют свои потребительские
свойства, изнашиваясь физически и устаревая морально. Функциональность, эргономические и эстетические свойства, а также надежность и безопасность постепенно утрачиваются, сводя к минимуму и меновую стоимость, а следовательно, и цену как ее выражение. Можно считать жизненный цикл товаров этой категории законченным уже через 10–15 лет, а иногда и раньше. Промышленное производство их прекращается, возможностей для ремонта и/или обновления становится все меньше, да и исчезает сама целесообразность этого, так как в повседневной жизни им практически не находится применения. В рыночных отношениях они не могут более оставаться товаром, то есть обмениваться на всеобщий эквивалент или непосредственно на другие товары. Казалось бы, на этом существование предмета закончено, но это утверждение справедливо далеко не для всех артефактов данной подгруппы. Для некоторых из них начинается постепенный процесс превращения в антиквариат с последующим появлением на рынке уже в новом качестве. Первоначальная потребительская стоимость утрачивается, а меновая растет. Существует ряд предпосылок, без которых подобная трансформация не представляется возможной: – сохранность предмета, отказ от утилизации; – устойчивый рост спроса на винтаж в конце
XX–XXI в.; – рост доходов среднего класса; – новые коммуникационные каналы; – новые каналы дистрибуции.
Не утилизированный предмет, сохранивший хотя бы частично свои главные органолептические и функциональные признаки, по достижении 25-летнего возраста считается винтажным. В этом случае его стоимость может достигать от 50 до 100% от первоначальной в сопоставимых ценах. Показатели могут быть и выше в случае, когда винтаж приближается по возрасту к антиквариату, то есть к 50 годам. Этот тренд хорошо прослеживается на примере рынка винтажных часов и автомобилей. Так, стоимость стального Ролекса Субмаринер выпуска 1959 года составила через 50 лет $ 60 тыс., что в десятки раз превышает первоначальную цену, и в 8–10 раз выше стоимости аналогичной современной модели. Мерседес Бенц СЛ 280 1969 года стоит сегодня от $ 60 тыс. до $ 100 тыс., что вполне сопоставимо с ценой нового автомобиля этого класса (в зависимости от комплектации) [12], [13].
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
По мере роста доходов представителей среднего класса появляются и новые затратные статьи в бюджетах домохозяйств его представителей. Примерно 13 млн человек в 2004 году имели то или иное хобби. Эта, далеко не первой необходимости, статья расходов в 2008 году составила $ 5–6 млрд. [1]. Полагаем, что часть этой суммы была затрачена на приобретение товаров рассматриваемой подгруппы. При росте активности в социальных сетях, появлении многочисленных интернет порталов, направленных на удовлетворение потребностей коллекционеров, поиск того или иного артефакта упрощается. Путь его к покупателю становится короче.
При переходе предмета в разряд антиквариата его рыночная стоимость в подавляющем большинстве случаев превосходит первоначальную. Предмет становится редким, а в отдельных случаях — уникальным, как и классическое произведение искусства. Его воспроизведение при отсутствии старых технологий, форм, деталей и т. д. становится дорогостоящим, а потому к копированию прибегают в редких случаях, и стоимость копий также превышает первоначальную стоимость оригинала. Таким образом, меновая стоимость такого товара возрастает, тогда как первоначальная потребительская стоимость теряется. То есть в большинстве случаев уже не удовлетворяются вовсе или удовлетворяются лишь частично первоначальные потребности, зато на первое место выходит удовлетворение новых потребностей нематериального характера (эстетических, социальных и т. д.).
Антиквариат, как и некоторые другие товары, имеет определенную инвестиционную
привлекательность. Доходность составляла до 30% на фоне роста нефтяных доходов и составляет 15–20% в год в период экономической стабильности. При этом доходность подвержена конъюнктурным колебаниям в отдельных сегментах и понижается во время рецессий [11]. Возможность использовать данный товар в тезаврационных целях также делает вложения в него сопоставимыми с традиционными вложениями в драгоценные металлы.
Итак, на основании вышеизложенного, можно предложить следующее развернутое определение антиквариата как экономической категории: антиквариат — это совокупность ценных предметов, возраст которых составляет 50 лет и более, представленных произведениями искусства, ювелирными украшениями, предметами декоративно-прикладного характера, а также объектами материальной культуры, произведенными ранее в массовом масштабе для удовлетворения различных потребностей населения. Эти артефакты в условиях рынка представляют собой товар — со всеми присущими ему свойствами и некоторыми специфическими особенностями. Стоимость антикварного товара всегда выше его первоначальной стоимости и определяется не только и не столько его потребительскими характеристиками, но и целым рядом других, часто субъективных факторов.
Приведенное определение позволяет рассматривать большинство предметов материальной культуры как потенциальные объекты антикварного рынка, каковыми они и станут, войдя в оборот через определенное время.
Литература
научный журнал СЕРВИС PLUS 2012 / № 1