Как выбирать вуз!
Шевченко Дмитрий Анатольевич, зав. каф. маркетинга и рекламы
7 ноября 2012 г.
Выскажу некоторые мысли по поводу выбора вуза, может они сгодятся нашим коллегам-родителям в будущем и настоящем!
Буду ближе к маркетингу, так как и сам им занимаюсь много лет и руководствовался им, когда выбирал образование для своего сына и до сих пор занимаюсь профессионально!
Более того, недавно написал в справочник по предложению Гильдии статью «Что значит быть маркетологом». Поэтому логично поговорить на эту тему со своей колокольни, заведующего кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ и раскрыть некоторые подходы и ограничения при выборе вуза.
1. Можно ли выбирать направление образования своему ребенку в соответствии с его способностями и талантами!?
Сразу скажу профессия – первое образование может стать судьбой и проклятием (Дьюи)! В любом случае от них никто никуда (Фрейд) уйти до конца не может!
Можно исходить из проявившихся навыков ребенка, и рассуждать так: дальнейшее обучение должно развить те навыки, которые у ребёнка уже явно проявились и являются значимыми для дальнейшей жизни.
Насчет выбора образования в соответствии с проявившимися, обнаруженными способностями или навыками своего ребенка.
Если это уже есть, мы родители, как эксперты и маркетологи не нужны!
Но и надо предвидеть ситуацию, что ребенок может начать после окончания соответствующего его способностям образования все время занимать у вас деньги на элементарную жизнь в большом городе!
Вообще - то это мне напоминает период научного коммунизма, потом стали говорить о научном социализме. Когда главной целью было сформировать и целенаправленно воспитать всестороннего и гармоничного развитого человека, способного уважать себя и других, без, заметим, денег!
Деньги и тогда, понимали все, все испортят!
Но, это коллеги, не в обществе разделения труда. Где приходиться, все-таки, «сжимать себя и наступать на горло собственной песни»!
В таком обществе надо идти работать, куда берут (это объективно выгодно обществу в силу власти обменных отношений; труд на деньги!).
Есть исключения в творческих профессиях, там могут и хорошо спеть, рисовать, танцевать, играть и пр., кстати заниматься маркетингом, рекламой и PR, и за это могут щедро получить!
В этих обстоятельствах, о, боже! спаси наши души! за грехи и глумление над детьми, даже своему талантливому ребенку, чаще приходиться помогать «душить его прекрасные порывы»!
Так, что способности и таланты, навыки и задатки – это одно, а общество требует (в лице работодателя и государства) считаться с разделением труда! А это значит, что приходиться выбирать только из того набора профессий, которые отражают это «разделение труда»!
А их, этих профессий, в силу скудного объема производительных сил, так мало, как много энергетических ресурсов!
Поэтому выбор вуза становится архиважным делом!
2. Какой вуз и образовательную программу в нем надо выбирать!?
Также как маркетологи, мы родители любим и понимаем то, что можно посчитать, количественные параметры становятся веским аргументом в условиях выбора вуза и образовательной программы (в прошлом специальности, теперь бакалавриата)!
Выбирать образовательную программу (бакалавриат — теперь другого не дано!) надо на основе наличия количества обеспеченности вузом факультетами и кафедрами (ответственными штатными преподавателями) чтения дисциплин по избранной образовательной программы – конкретного бакалавриата!
В структуре вуза должны быть соответствующие факультеты (научные школы), которые могут обеспечить чтение всех дисциплин, предусмотренные программой бакалавриата.
Например, если вы собрались со своим чадом на маркетинг или рекламу/PR, то должны быть понимать и видеть, есть ли в составе вуза факультеты по философии/социологии, экономики, права, математики, журналистики, лингвистики, истории, филологи, культурологии и т.п. всего того, что предусмотрено программой ГОСТом.
На чтение специальных дисциплин, их может быть до 50% вузовского компонента, разрешено вузу пригласить практиков (до 30% от штата), что и делается. Но, именно, через наличие научных школ, т.е. через организованные научно- образовательные структуры (факультеты и кафедры) можно рассчитывать на качество обучения, которое и может быть обеспеченно живым общением через преподавателей.
Именно преподаватели, находящиеся в штате контролируемы и способны контролировать знания и умения развития индивидуальностей в группе студентов. Они даже обязаны это делать! В этом залог успеха постижение учащимися профессиональных знаний и компетенций. Обращаю внимание именно преподаватели, их качество обеспечивает качество обучения и постижения профессии, желание и способность учиться дальше и больше. Понято, что активность самого учащегося в счет!
Если же в вузах нет подобных кафедр/факультетов, и они приглашают для этого преподавателей со стороны, не советую туда поступать!
Только обеспеченный вуз может обеспечить качество образования! В услугах, как известно маркетологам, качество следует, прежде всего, искать в «5P»!
Итак, резюме.
Вуз надо выбирать так. Ваш государственный Вуз условно должен набрать 100 баллов!
Желаю удачи!
Шевченко Дмитрий Анатольевич, зав. каф. маркетинга и рекламы
7 ноября 2012 г.