Отчет о МАСТЕР-КЛАССЕ / ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ, проведенном в рамках XIV Всероссийского Антикризисного Торгового Форума «Компетентный поставщик FOOD» Москва, сентябрь 2013 г.
Впервые опубликовано в журнале «Практика торговли» № 9 2013 г.
УГАДАЙ ЖЕЛАНИЯ КАТЕГОРИЙНОГО МЕНЕДЖЕРА
Организация работы производителей и поставщиков с розничными сетями начинается с этапа переговоров по вхождению в сеть. Выбор поставщиков огромен, конкуренция растет. Как подготовиться к стартовым переговорам с категорийным менеджером? Как сохранить спокойствие и не согласиться на заведомо невыгодные условия? Как удержать продажи и выстроить взаимовыгодные отношения? Эти и другие вопросы поможет решить мастер-класс стопроцентного практика в этой области, экс-финансового директора SPAR (г. Тула) Сергея Илюхи.
Свой мастер-класс популярный консультант розничных сетей и оптовых компаний по вопросам планирования продаж, повышения эффективности и автоматизации управления ассортиментом начал с признания, что ему скучно общаться c современными производителями и поставщиками, которые достаточно топорно применяют известные переговорные приемы, порой даже не понимая, а для чего, собственно, они эти переговоры проводят.
— Когда я это понял, я задумался над тем, а как должен выглядеть переговорщик, чтобы мне с ним было интересно работать. В результате я представил себе категорийного менеджера не как специалиста, а как обычного человека. А для расшифровки его мотиваций применил классическую теорию Маслоу, с учетом всех необходимых уровней, — объяснил Сергей Илюха.
В итоге эта идея сформировалась в развернутый алгоритм, который идеально подходит для подготовки и успешного проведения переговоров даже с самыми несговорчивыми категорийными менеджерами. Но обо всем по порядку.
УРОВЕНЬ 1: Физиологические потребности
Чтобы удовлетворить эту основополагающую потребность, категорийный менеджер, как и любой другой человек, в первую очередь нацелен на материальное обеспечение себя и своей семьи. Соответственно, он будет ориентирован на выполнение тех задач, решение которых способствует принесению дохода.
Учитывая это, поставщик внутри своего коммерческого предложения должен распределить финансовый ресурс так, чтобы бонус (премия) категорийного менеджера был максимален. Но при этом не стоит забывать и про себя. При таком раскладе поставщику должны быть предоставлены так называемые «дополнительные условия».
УРОВЕНЬ 2: Потребность в безопасности
Человек хочет стабильности, порядка, спокойствия, чувства защищенности, уверенности в завтрашнем дне. С этой точки зрения категорийный менеджер стремится сохранить должность и стабильный уровень дохода. Его задача — чтобы не было претензий не только от руководства, но и от службы безопасности. Основная мотивация этого уровня — «не вылететь» с работы и сохранить репутацию. Акцент на репутацию сделан неспроста, ведь если человек по тем или иным причинам теряет работу, единственное, что у него остается, — это репутация, которая впоследствии и поможет получить новую работу.
На данном уровне точка входа поставщика в переговоры не должна быть ниже максимально допустимой для категорийного менеджера точкой выхода. То есть презентация и коммерческое предложение должны быть построены так, чтобы, во-первых, категорийный менеджер мог на их основе подготовить необходимые документы и отнести их своему коммерческому директору. Во-вторых, эти первоначальные документы должны быть настолько корректными, что при их предоставлении руководству сети у последнего не возникло бы никаких вопросов. Если вы составите коммерческое предложение, которое на 80% решит за байера его задачи и ему ничего не останется делать, как только подправить договор, то ваши переговоры пройдут более чем успешно (в режиме «посмеялись — договорились»). Ну и конечно не стоит делать категорийному менеджеру двусмысленных предложений, если опасаетесь, что их принятие нанесет удар по его репутации. Или делайте их только в том случае, если уверены, что они будут приняты.
УРОВЕНЬ 3: Потребность в принадлежности и любви
Человек хочет чувствовать себя частью социальной группы. Соответственно, ка-тегорийный менеджер хочет чувствовать себя частью коллектива розничной сети. Он ждет от поставщиков действий, которые подчеркнут его статус и покажут позитивное отношение с их стороны.
Проявите уважение к байеру вне зависимости от его компетенции и человеческих качеств. Обращайтесь к его руководству только в случае крайней необходимости. И уж если дело дошло до конфликта, ведите конфликт конструктивно. Имейте в виду, что даже если после конфликта вы найдете с этим менеджером общий язык и вам придется с ним работать, осадок все равно останется.
УРОВЕНЬ 4: Потребность в уважении и признании
Человек хочет, чтобы его ценили за то, чего он достиг, чтобы у него была репутация. Удовлетворение этой потребности придает чему ощущение собственной значимости, чувство уверенности в себе.
Категорийный менеджер хочет, чтобы его уважали не только производители и поставщики, но и коллеги, начальство, знакомые и незнакомые. Для него важно иметь репутацию специалиста. Утвердившись в кругу коллег и поставщиков, ка-тегорийный менеджер хочет, чтобы о его статусе узнало как можно больше людей. Поэтому ни в коем случае не отзывайтесь о менеджере неуважительно без крайней необходимости — нигде, ни перед кем (даже в компании своей жены и попугая). Хороший ход — подчеркнуть его статус на каком либо публичном мероприятии (но только если вы уверены, что это будет адекватно воспринято его руководством).
УРОВЕНЬ 5: Потребность в самоактуализации (самовыражении)
Исходя из того, что человек хочет заниматься тем, к чему у него есть склонность и способности, категорийный менеджер может быть двух видов:
— специалист от Бога (он любит свою работу и хочет самореализоваться именно в этой области);
— менеджер, которому не нравится его работа, но он ее ценит, так как она приносит хороший доход (в результате, он старается сделать ее как можно быстрее и заняться своим любимым хобби).
Если байер профессионал, вам просто необходимо найти с ним общий язык, стать его помощником и помочь достичь невиданных высот в его профессиональной реализации.
Если же он не любит свою работу, то по возможности делайте ее за него, чтобы у него появилось время на хобби. Наверняка это будет оценено достаточно высоко и сыграет положительную роль в реализации вашей цели.
НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ
Заповеди для поставщика
Поставщик, который мечтает об эффективной работе с сетью, должен обладать необходимыми навыками и знаниями.
В первую очередь поставщик должен понять алгоритм работы сети, оценить конкурентную среду. Правильно рассчитать свою экономику и экономику сети. Прежде чем устремить свою энергию на покорение сетевого ритейлера, взвесьте все «за» и „против“. Проблема производителей заключается не только в незнании клиента, но и в неумении точно просчитать все нюансы в работе с сетью.
После тщательной теоретической подготовки необходимо выбрать оптимальное место, время и состав участников переговоров, куда прийти с грамотно составленным коммерческим предложением, от которого невозможно отказаться.
Если вы спрогнозируете, как с вами будет вести переговоры категорийный менеджер, вы на 90% проведете эти переговоры успешно.
Ну и самое главное, что должен уметь поставщик — это с достоинством отказаться от сотрудничества в случае, если он видит, что оно может принести убытки.
Анализ конкурентной среды:
■анализ позиционирования сети;
■анализ приоритетов, устанавливаемых сетью при проведении промо-акций;
■анализ роли категории ассортимента;
■анализ поставщиков товаров данной категории и предоставляемого ими уровня сервиса.
Составление ассортиментного портфеля:
■ составление ассортиментного портфеля для работы с сетью;
■ составление прогноза продаж продукции в сети;
■ определение взаимных дополнительных инвестиций и уровня сервиса;
■ расчет приемлемых экономических показателей сотрудничества, точки входа и выхода из переговоров.
Подготовка коммерческого предложения:
■ заблаговременное создание предложения, которое решит вопрос без переговоров на 80% (если переговоры не по вашей инициативе);
■ перераспределение бюджета таким образом, чтобы оптимизировать бонус категорийного менеджера;
■ улучшение условий по основной части — разменяйте их на условия, которые второстепенны для сети, но важны для вас;
■ исключение рисков менеджера.
Подготовила Алла Чередниченко (По материалам XIV Всероссийского Антикризисного Торгового Форума «Компетентный поставщик FOOD»)