Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Платформа открытого образования - вектор динамичного развития инновационной образовательной деятельности

Платформа открытого образования - вектор динамичного развития инновационной образовательной деятельности

Т.П. Горелова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г.В. Плеханова 

 

Вхождение высших учебных заведений в мировое образовательное пространство приводит к видоизменению методологии образовательного процесса и  разработке новых критериев качества образования, формируя при этом современную эффективную систему образования.

На сегодняшний день развитие интеграции науки и производства создает принципиально новую платформу для учреждений высшего образования, увеличивая конкурентоспособность традиционных институтов образования. Поскольку за счет интеграции фундаментальной науки, учебного процесса и производства создаются новые знания, соответственно и процесс обучения подразумевает новый подход, делающий образование инновационным, при котором владение базовыми компетенциями позволяет приобретать знания самостоятельно. Как известно, инновационное образование направленно на создание будущего, а не на ориентацию прошлого, что находит отражение в экономической политике России.

Правительством РФ определен характер российской экономики – инновационный, предопределяющий динамичный устойчивый рост, высокую конкурентоспособность продукции и повышение качества жизни населения. На эффективное функционирование национальной инновационной системы влияет развитие науки, образования, инноваций, установление отношений между наукой и бизнесом.

В авторской статье В.В. Путина «О наших экономических задачах» уделено внимание вопросам  инновационности российской экономики. При рассмотрении данного вопроса В.В. Путин определил, что восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Можно считать одной из  стратегических задач России в образовании –«…иметь к 2020 году несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий» [7].

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта III поколения и при переходе на стандарт III+  в высшем образовании России приоритеты в деятельности вуза меняются. Современное высшее учебное заведение ориентировано на социальный заказ государства и должно  выстраивать свою систему обучения таким образом, чтобы позволить человеку учиться непрерывно, постоянно повышая свою профессиональную квалификацию, что требует как от вуза, так и от самого человека достаточно серьезных материальных затрат.

Стратегической целью инновационного обучения является  предоставление доступного качественного образования, соответствующего требованиям знаниевой экономики и потребностям инновационного общества и нахождение такого  решения поставленных задач, которое позволит избежать  непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей.  На сегодняшний день реальная альтернатива  - это применение платформы открытого образования в образовательном процессе.

Платформа открытого образования предполагает применение «умных» технологий, которые являются новым витком развития интеллектуальных технологий. Безусловно, внедрение на предприятии любых новаций направленно на снижение затрат и подразумевает репозиционирование на рынке. Применение платформы открытого образования позволяет предприятию быть мобильным и постоянно поддерживать конкурентоспособное предложение.

Интересна точка зрения, И.С. Иванова (президент Российского совета по международным делам, министр иностранных дел России с 1998 по 2004 год), который считает: «… едва ли не самыми перспективными для России могут оказаться как раз те новые измерения мировой политики, которые у нас принято считать опасными или даже враждебными, – развитие современных коммуникационных технологий, глобализация образования и науки … и т.д» [5].  Вот и  результаты применения платформы открытого образования пока сложно оценить на основе общепринятых критериев, так как платформа открытого образования призвана помочь студентам в  освоении инновационного профессионального пространства в вузе и на производстве, развить способности к инновационному мышлению в самостоятельной работе, и подготовить молодых специалистов работать в профессиональном поле.

Стоит отметить, что в январе 2012 года Международный центр по содействию международной мобильности ученых, студентов и аспирантов России и Европейского Союза представил новую программу «Горизонт 2020». Главным направлением программы «Горизонт 2020» являться развитие высокоэффективных технологий – эко-, нано-, био- и инфо-технологий, которые  сосредоточены на решении социальных и глобальных проблем («зеленая» энергетика, транспорт, изменение климата и старение населения).

В программе «Горизонт 2020»  указано, что для  ее эффективной реализации  должны быть решены следующие вопросы сотрудничества:

1) между странами с помощью образования многонациональных консорциумов с привлечением исследователей из всех стран мира;

2) между различными типами организаций - университетами, научными центрами, коммерческими и частными предприятиями, в том числе малыми и средними, крупными компаниями;

3) между различными исследовательскими дисциплинами,

4) национальными финансовыми фондами, что будет способствовать развитию циркуляции ученых, информации, знаний и технологий [6].

Более того, было предложено к рассмотрению новое понятие«быстрый E-learning»  Дженифера де Вриз [4]. «Быстрый E-learning» - создается в более короткое время, чем при традиционном подходе и имеет ряд преимуществ, во-первых, быстрая разработка учебных курсов в соответствии с бизнес-событиями и, во-вторых, минимизация времени и необходимых ресурсов клиента.

В качестве критериев  разработки быстрого электронного обучения [4]
относят:

- разработка курсов в течение менее трех недель;

- определение инструмента как шаблона по созданию и модификации курсов;

- простые оценки, обратная связь и взаимодействие по средством Media элементов;

- оценка выполненного задания в один час или меньше (иногда менее чем за 30 минут).

- синхронные и асинхронные модели обучения.

С некоторыми критериями быстрого обучения, и, прежде всего, со сроками обучения, считая их недостаточными, не согласна E-Learning Гильдия.

Главная цель новой модели образования – создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у слушателя знаний и навыков, на которые предъявляет спрос современное информационное общество:

- сотрудничество;

- коммуникация;

- социальная ответственность;

- способность мыслить критически;

- оперативное и качественное решение проблем [2].

Международная конференция EdCrunch (последние 2 года) собирает лидеров сферы электронного обучения России и мира. В Москве в сентябре 2015 Россия провела презентацию Национальной платформы открыто образования.  Для предоставления более полной информации и возможности дать ответы на возникшие вопросы участников конференции был организован стенд Национальной платформы представляющий более полную информацию об онлайн-курсах, а также была представлена возможность  пообщаться с авторами и разработчиками предлагаемых курсов.

Шесть самых престижных российских вузов (ИТМО,  МИСиС, ВШЭ, МГУ, МФТИ, СПбГУ, СпбГПУ и УрФУ ) под эгидой Рособрнадзора и Министерства образования и науки, Совет по открытому образованию  сформировали Совет по онлайн-образованию и несмотря на то, что он начал действовать в конце 2014 года в сентябре  2015 была запущена  и начала действовать Национальная платформа системы онлайн-образования. Развитие национальной платформы является стратегической задачей развития российского образования  и может рассматриваться как решение удовлетворяющее российскому менталитету и системе высшего образования в России.

Образовательные курсы представлены  в формате  MOOC (Massive Open Online Course). Обучение планируется проводить с применением как  традиционных технологий  прокторинга - видео и аудио, так и внедрять  айтрекер – технология биометрических данных, например слежения за взглядом человека на экране.  Сочетание нескольких современных инновационных технологий применяемых  в процессе обучения на Национальной платформе будет способствовать поддержанию качества обучения и позволит быстро выявлять недобросовестных слушателей и вовремя пресекать попытки фальсификации.

 «Задача амбициозная - встать на уровень таких платформ, как Coursera и EdX, сформировать узнаваемый на мировой арене бренд, распространяя в дальнейшем не только курсы на русском, но и мультиязычный контент» - поясняет ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Все вышеизложенные факторы позволяют считать, что современному информационному обществу и инновационной экономике и, соответственно, требованиям, предъявляемым к качеству образования, должны соответствовать открытость образования, глобальность распространения современных инновационных технологий, адекватность форм обучения.

Инновационная образовательная деятельность ВУЗа – проектные разработки, точнее создание групп проектирования включает  следующие процессы:

- научно-исследовательскую работу студентов (студенты участвуют в  разработке реальных проектов);

- научно-исследовательскую работу профессорско-преподавательского состава (проведение исследований фундаментального и прикладного характера);

- модификацию образовательных технологий, выбор учебных курсов (студенты могут самостоятельно определять свою образовательную траекторию).

Следовательно, создание и развитие в ВУЗе направления «проектные разработки» должно являться целевым ориентиром и главным критерием эффективности развития инновационной деятельности вуза, которая направлена, в том числе, и на успешное включение выпускников в трудовую деятельность в соответствии с полученной квалификацией.

В настоящее время российские ВУЗы разрабатывают и внедряют в традиционный процесс обучения инновационные подходы и методы обучения, направленные на формирование специалиста, удовлетворяющего потребностям современного общества. Инновационное обучение направлено на формирование у обучающегося таких компетенций, которые  позволяют ему порождать и развивать идеи, представляя их в виде нового продукта, при этом грамотно и справедливо относиться к аналогичным разработкам других людей, находить им применение как в профессиональной, так и в личной жизни.

Характерным принципом инновационного подхода в обучении является  непрерывность образования – базовые идеи, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни.

 «Умная экономика» неизбежно предполагает усиление конкурентных позиций российских университетов на глобальных образовательных рынках, но она же делает необходимой долгосрочную государственную стратегию глобального продвижения российских образовательных услуг [5].

Качественный прорыв в развитии и внедрении инноваций в высшей школе требует, прежде всего, создания конкурентной образовательной среды, в которой будут реализованы и созданы условия креативного мышления в процессе конструирования нового типа учебного процесса. Установление и поддержание инициативного отношения нового поколения к собственной деятельности, определение ценностных и социальных устремлений, активное развитие национальной платформы открытого образования, повышение значимости информационных ресурсов - залог динамичного развития инновационной деятельности в высших образовательных учреждениях.

Литература.

1) Серебровская Т.П. Инновационное обучение как форма профильной подготовки при формировании профессиональной компетентности специалиста // Научно-практический журнал «Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО», 2010, №6, с.18-23.

2) Тихомиров В.П. Мир на пути SMART EDUCATION. Новые возможности для развития // «Открытое образование»,  2011, № 3, с. 22-28.

3) Инновационное развитие – основа модернизации экономики России: Национальный доклад. – М.: ИМЭМО РАН, ГУ–ВШЭ, 2008. – 168 с.

4) Дженифер де Вриз. Что такое быстрое электронное обучение? : eLearning Technology : Электронное обучение технологии. [Электронный ресурс] / Технология электронного обучения  01.12.2008 – Режим доступа: http://translate.googleusercontent.com/translate_c?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http://elearningtech.blogspot.com/2006/06/what-is-rapid-elearning_13.html&rurl=translate.google.ru&usg=ALkJrhiv8bQaXQ_zs291XY2Y4CB4G5b7cA#ixzz10na91gt6

5) Иванов И.С. «Умная» внешняя политика на службе «умной экономики». Независимая газета.[Электронный ресурс] / Иванов И.С. – Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/2011-12-12/10_economica.html

6) НИУ ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний, 2012. Новая рамочная программа Европейского союза по научно-технологическому и инновационному развитию «Горизонт 2020»с 2014 г. [Электронный ресурс] / НИУ ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний  - Режим доступа: http://rosmu.ru/activity/attach/events/898/gorizont_2020.pdf

7) Путин В. Авторская статья «О наших экономических задачах». [Электронный ресурс] / В.Путин – Режим доступа:  http://www.putin2012.ru/events/149

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены