Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Российский потребитель: вчера, сегодня, завтра

Журнал Business Excellence, май 2013

 

Российский потребитель: вчера, сегодня, завтра

 

Что сегодня происходит с российским потребителем? О чем он думает, мечтает, какие у него планы, какие проблемы? Какими станут покупатели завтра? Нельзя понять отечественного покупателя ни сегодня, ни тем более завтра, если не знать, каким он был вчера.

 

1913–2013 годы

Прошло сто лет с той точки отсчета, относительно которой достаточно долго, вплоть до наших дней, сверялась экономическая динамика нашего государства. 1913-й – это некий эталонный год: страна уверенно развивалась, достигла определенной стабильности, никто не ожидал тех бурных событий, которые потрясли в дальнейшем XX век.

Очень интересно сравнить структуру экономики и структуру потребления в начале прошлого века и в наши дни.

Тогда, как и сейчас, наша страна была уникальна. Во-первых, это была единственная страна-империя с самодостаточной экономикой. При этом, как и в наше время, с минимальной долей экспорта – всего 3%. С одной стороны, гигантская экономика, например, по госбюджету – самая большая в мире, почти в 2 раза опережающая европейские страны. А вот по уровню жизни, доходу на душу населения Российская империя не относилась к мировым лидерам. Развивалась промышленность, уже тогда существовала обширная сеть железных дорог, но в то же время экономика была совершенно не рыночной. В ее структуре более 54% занимало сельское хозяйство. Примечательно, что вообще не наблюдалось роста цен в течение почти 10–15 лет.

Немаловажный фактор: количество мужчин и женщин было примерно равным (сейчас существует ощутимый перевес женского населения, особенно старших возрастных группах); преобладали сельские жители.

Есть цифры, которые поражают: сбор зерновых на сегодняшний день меньше, чем в 1913 году. А ведь территория современной России чуть меньше, чем была в Российской империи, так же как и количество населения. Правда, тогда среди зерновых преобладал овес, игравший ту же роль, что в наши дни – нефть.

Единственное, в чем мы начали опережать экономику столетней давности – не в промышленности (доля промышленности и строительства сейчас меньше, чем сто лет назад), не в транспорте и связи, а в торговле (!). Сейчас доля ВВП в торговле значительно больше, чем в 1913 году – почти в 2,5 раза.

И последнее. Что же люди потребляли и насколько изменилось потребление? Известно, что до сих пор в некоторых бедных странах очень низка цена на хлеб, и это позволяет избежать тотальной нищеты. Примерно так же была устроена экономика и в России, и в Советском Союзе. Но в наше время по ряду продуктов потребление значительно возросло – это, например, молочные продукты, яйцо. Мы потребляем в 2 раза больше водки и табака на душу населения. А также в 100 раз (!) больше кофе, который сто лет назад был еще экзотическим напитком.

 

Эволюция российского потребителя

Еще раз подчеркну: для того чтобы понять, что происходит с потребителем, надо хорошо знать историю. Сто лет, во время которых Россия пережила гражданскую и две мировые войны, голод, смену общественно-политического строя, не могли не повлиять на психологию и характер потребления.

Товарный дефицит, существовавший в СССР практически на протяжении всей его истории, впервые возник еще в 1930-е годы. В 1928 году ввели карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Это был первый период, когда произошло убывание товаров и переход на натуральное хозяйство: крестьяне, приезжая в город, пытались поменять продукты на какую-либо утварь и одежду.

Столь же трагичной была ситуация и после Великой Отечественной войны. Народ-победитель опустился до состояния практически тотальной нищеты. Так, самым большим дефицитом в то время были иголки, позволявшие хоть как-то обеспечить себя одеждой. Конечно, этот тяжелый с точки зрения потребления период наложил отпечаток и на нас, ведь он сформировал определенный навык поведения у наших родителей, которые, в свою очередь, воспитывали следующее поколение.

В 1990-е годы был проведен уникальный социальный эксперимент: огромная общность людей оказалась перенесена из одной экономической системы в совершенно другую. Картина развития бизнеса, потребления, покупательского поведения, сложившаяся в 1990-е и нулевые годы, конечно же, вызвана этой неординарной ситуацией. Население целой страны словно переместилось в другую эпоху. Взрослые, давно сложившиеся люди вдруг оказались в положении детей. Им пришлось в ускоренном темпе пройти несколько стадий развития, которые другие страны проходили постепенно и последовательно. Если иметь это в виду, становится понятным очень многое в поведении российского потребителя.

Казалось бы, сейчас период адаптации уже пройден, и потребитель стал разумным. Мы удовлетворили свои первичные потребности, пережили мировой кризис, обожглись на ипотеках, поняли, что седьмые штаны или двенадцатые сапоги уже не очень нужны, а вторая машина создает больше проблем, чем мобильности. Можно даже сказать, когда это произошло – осенью 2011 года. Именно тогда остановился, точнее, достиг уровня инфляции рост покупок практически по всем направлениям: автомобили и недвижимость, выездной туризм и т.д. А самое главное – остановился рост покупок продуктов питания и предметов первой необходимости.

Затем появились сомнения – а не рано ли считать этот этап завершенным? Летом 2012 года опять произошел всплеск покупательской активности. Удивительно, что неким драйвером послужили товары для ремонта, отдыха, благоустройства загородных участков. Практически все рынки – иногда рвано, иногда по нарастающей – снова стали расти.

Получается, что мы не понимали до конца потребителя, поведение которого опять перестает быть логичным, предсказуемым, слабостабильно растущим. Видимо, период преодоления роста продолжается, и нужно понять, кто же наш потребитель и насколько его поведение разумно. А также – одинаков ли российский потребитель? Что с ним происходит?

 

Российский потребитель сегодня

Согласно исследованиям, 40% россиян половину своей продуктовой корзины производят сами, выращивая на огородах и занимаясь собирательством, тем самым фактически обеспечивая продовольственную безопасность страны. 65% дачников из числа жителей крупных городов формируют до 30% продуктовой корзины из собственных урожаев. В России это способ выживания, в то время как для Запада овощи и фрукты, выращенные самостоятельно, с применением ручного труда – показатель благосостояния, ведь это дорогое удовольствие.

Еще одна тема наших исследований – распределение расходов по неделям месяца и по дням недели. Выяснилось, что российские граждане в дни получения зарплаты и аванса тратят на товары повседневного спроса на 20–25% больше. Чем это вызвано – привычкой, сохранившейся с советских времен, недоверием к деньгам, или нехваткой средств от зарплаты до аванса? Думаю, у разных групп населения разные причины, но факт налицо.

Насколько различается стиль покупок у жителей мегаполиса и у населения малых городов? В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, основные закупки происходят в выходные дни – вся семья оправляется на машине в большие торговые центры, заодно – в кино или другие места проведения досуга. И ровно обратную картину мы наблюдаем в малых городах и тем более в сельской местности: там покупки совершают в будние дни, а в выходные люди уезжают на дачи, на шашлыки и т.д.

Если сравнить покупательскую активность по годам, можно опять заметить бурный рост. За 5 лет расходы на товары первой необходимости в реальном выражении выросли на 70% и продолжают расти.

Нельзя не отметить эмоциональность наших покупок. Мы планируем их, но, тем не менее, не можем пройти мимо промо-акции. Только 41% населения всегда ходит в магазин со списком продуктов, и вместе с тем 65% помимо запланированных товаров покупает что-то еще, а 57% часто покупает товары по акции.

Что люди потребляют вне дома? Например, по Москве специальные мобильные сканеры, с помощью которых проводятся панельные исследования внедомашнего потребления, зафиксировали, что треть таких покупок – это товары, которые образуют перекус, замену традиционному обеду: шоколадка и газированная вода, питьевой йогурт и печенье. Интересно, что также складываются устойчивые пары брендов. Например, 9% всех покупок «шоколадка с газированной водой» – это „Марс“ и „Кока-кола“. А самая устойчивая пара брендов в категории „сигареты и жвачка“ – это „Winston“ и „Орбит“, которые покупаются вместе в 11% случаев.

Возникают совершенно новые форматы торговли. Например, торговля на автозаправочных станциях появилась совсем недавно, но уже сегодня средний чек в магазинах на заправках – исключая стоимость топлива! – догоняет средний чек в дискаунтерах и растет почти каждый месяц. Общий объем этого канала еще не столь велик, но это выгодный с точки зрения продаж канал, имеющий сейчас большие перспективы.

Кстати, я думаю, что развитие организованной торговли – реальный драйвер нашей рыночности. Если в Западной Европе ценятся маленькие семейные магазинчики, и жители с удовольствием отправляются на воскресные рынки, то наши покупатели мечтают ходить в крупные супермаркеты и гипермаркеты.

 

Перспективы

Главное, о чем нужно постоянно помнить, – это о неоднородности российского потребителя.

По большому счету, половина наших сограждан находится в состоянии рыночного инфантилизма. Это личностная и психологическая проблема, и в первую очередь – проблема жителей сельской местности и малых городов, которые вынуждены выживать в непростых условиях.

Часть населения смогла адаптироваться и пользуется рыночными достижениями. Это в основном социально активные горожане среднего возраста – достаточно большая группа, которая постепенно расширяется.

Но приходит и новое поколение, которое родилось в рыночной России, которое иначе получает информацию – совсем не смотрит телевизор, активно используя Интернет для поиска любой информации.

Таким образом, скорее можно говорить не об эволюции российского потребителя, а о его четкой сегментации. Мы имеем дело с тремя очень разнородными и разновеликими потребительскими группами. Прошло то время, когда на потребительском рынке можно было орудовать кайлом и лопатой. Пора переходить от шашек к шахматам!

На первый план выходит shopper marketing (маркетинг потребителя), который призывает изучать потребителя, понимать его, чувствовать, отслеживать изменения в его потребностях. И на основе полученных знаний о потребителе необходимо использовать точные маркетингово-коммуникационные инструменты, которые развиваются сегодня просто революционно.

 

 

Андрей Милехин,

Президент исследовательского холдинга «Ромир»

Президент Российской Ассоциации Маркетинга

Доктор социологических наук

Кандидат психологических наук

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены