Нас покинул человек-бренд. Когда не стало Анатолия Дуракова, люди писали, что ушел солнечный, талантливый, яркий, энергичный, позитивный, улыбчивый, жизнерадостный, жизнелюбивый, креативный, лучистый, человек, прекрасный профессионал в своем деле. Многие благодарили его за учение, вдохновение, мотивацию, повышение уверенности в себе, знаменитые фишки,
Его называли Учителем.
Между тем, жизнь била его: тяжелая первоначальная пахота на рекламной, а потом маркетинговой ниве, увольнения, перемены, непростая семейная драма… Но он не утратил неисскаемого оптимизма, драйва, и позитива. Он предлагал «убить манагера», но сгорел сам. Никто не знает, какие внутренние переживания он испытывал. В жизнь он нёс другое.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым
Самое высшее в мире искусство.
С.Есенин
Анатолий, как часто бывает у харизматиков, истинно знаковых людей (его называли «надежда российского маркетинга»…), был очень простым, это было одним из его любимых качеств, по его словам.
Джек Траут, выдающийся маркетолог современности, автор концепции позиционирования, так и назвал одну из своих книг «Силы простоты».
В одном из интервью маркетолог Дураков заметил, что маркетинг правит миром.
«Если бы меня спросили о пути, который я выбрал бы в самом начале, то я всё равно выбрал бы маркетинг» — сказал Анатолий.
Он занимался несколькими направлениями маркетинга. В числе прочих: партизанский и персональный маркетинг.
В чем же секрет персонального позиционирования человека, который за короткий период стал брендом? В этой ли простоте и открытости талантливого человека?.. В его душевной щедрости?.. В потрясающей творческом потенциале?.. В несомненных артистических данных?.. В его абсолютном профессионализме?..
Конечно, и в этом тоже.
«Мрачные типы редко… становятся людьми-брендами».
Еще в основу собственного персонального маркетинга Анатолий Дураков положил (а потом, конечно, развил, дополнил, усилил, сделал семинары-спектакли) некоторые положения из книги Тома Питерса „Преврати себя в бренд: 50 способов сделать из себя бренд“, перу которого принадлежит приведенная выше цитата.
Когда автор этой книги написал: «В современном высокотехнологичном мире Вы либо отличаетесь от других, либо погибаете. Если же Вы сможете превратить свое имя в бренд, или сами станете брендом, Вы не только выживете, но и добьетесь процветания и славы!», он был совершенно прав еще и потому, что за несколько десятилетий то же самое сказал Джек Траут, правда, подразумевая компании, „Дифференцируйся или умирай!“.
Помимо многих талантов, перечисленных выше, Анатолий отличался еще и тем, что он был чудаком в самом лучшем смысле этого слова. Станьте «чудаком с властью», — напутствовал Том Питерс. Анатолий стал.
Трудно описать, что он делал властью своего обаяния, искрометного юмора и безусловного профессионализма с аудиторией и с сотрудниками!
Быть чудаком и легко относиться к себе самому – это признак силы. Из своей фамилии маркетёр сделал бренд именно потому, что накреативил множество искрометных шуток и названий на основе своей фамилии Дураков. ( «Маркетинг без дураков» и пр.).
И как только Анатолий не называл себя еще на визитных карточках! «Директор по приключениям», „Куратор олигархов по маркетингу“!..
Мнению Анатолия доверяла вся маркетинговая Россия. Выходец из тихой российской провинции, маркетёр и не рвался в шумную столицу, а работал, в основном для глубинки, пытаясь помочь и внедрить маркетинг в городах и весях. «Помните: бренд – это „знак доверия“» (Том Питерс). Анатолий написал замечательные книги, предназначенные для начинающих маркетологов и бизнесменов.
Самое главное в человеке-бренде, помимо книг, семинаров, проектов, и, конечно, обаяния и харизмы, персонального отличия – это быть самим собой и «изобрести своего Гарри Поттера, тогда вы можете идти и вами восхитится мир» (из интервью с Анатолием Дураковым).
Он хотел жить в горах, учился управлять вертолётом, очень любил своих близких (пользуясь случаем, выражаю им своё глубокое сочувствие – И.Д.) и Россию.
Очень горько, что он ушел так внезапно и так рано. Но то, что сделал за свою короткую жизнь человек-бренд Анатолий Дураков, можно будет постоянно теперь видеть в Интернете, читать в в его книгах. И это поможет многим стать людьми-брендами. Он внёс свою лепту в российский маркетинг, взорвал мозг маркётерам всей страны и смог достучаться до небес. Потому что солнечному человеку это было сделать легче.
Ирина Денисова, координатор цеха «Персональный маркетинг», член Совета Гильдии маркетологов