Основной темой дискуссии цеха “Маркетинг финансовых услуг” “Гильдии Маркетологов” стал вопрос о будущем коммерческих банков в России. Встреча проходила в “зале путешествий” клуба “Петрович” 27.10.2017. Проблема оказалась серьёзней, чем предполагали участники. Мнения спикеров и присутствующих членов, в ходе собрания, разделялись, но общий вывод сделать удалось. Банки существуют только благодаря своему имиджу и конкуренции, а их функции должны постоянно меняться для привлечения новых клиентов. Чаще всего Российский коммерческий банк представляет собой небольшое предприятие без выразительного имиджа. Подобные банки не предоставляют клиентам услуги или функции, выделяющиеся на фоне остальных банков. Какая же основная функция банка? Безусловно, это превращение накоплений во вклады. Но, как показывает практика, любому банку мало просто исполнять свои функции, чтобы быть выдающимся среди других.
О лояльности клиентов к продуктам банка подробнее рассказала Карпова С. В. (член Совета Гильдии Маркетологов, заместитель руководителя Департамента менеджмента по научной работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, координатор цеха “Маркетинг финансовых услуг”). В рамках дискуссии были продемонстрированы данные исследований НАФИ за 2017 год. Данные исследования показали, что доверие к банкам снижается. В 2016 году количество людей готовых рекомендовать свои банки составляло 44%. Год спустя уже 27%. Кроме этого, 47% клиентов не видит разницы между продуктами банка. Витки отзывов так же негативно сказываются на банковской среде и приводят к падению индекса NPS. Из этого можно сделать вывод, что имиджа банка это самое главное, об этом должны беспокоиться современные банкиры.
Понимая, что молодость это порок, который быстро проходит банки переориентировались на пенсионеров. Ермаков Д.Н. (член Гильдии Маркетологов, профессор финансового университета) выступил с презентацией “Пенсионное страхование. Сохранение и преувеличение финансов”. В своей презентации спикер разбирал вопросы пенсионного страхования для населения России и выгоду банков в реализации данного вопроса.
Как показывает статистика, рост потребительских кредитов сильно вырос с 2006 по 2016 год. В качестве примеров были взяты показатели “Россельхозбанка” и “Совкомбанка”.
Данные показатели можно интерпретировать как рост лояльности клиентов к банкам вплоть до 2016 года. Из этого можно сделать вывод, что банки остро нуждаются в поиске новых форм услуг, поскольку население открыто для предложений. Данное утверждение вызвало дискуссию.
Березин И. С. (президент Гильдии Маркетологов) отметил, что крупнейшие коммерческие банки, такие как банк “Открытие” были подвергнуты санации. Это сыграло одну из ключевых ролей в том, что доверие клиентов снизилось. Это подтверждает необходимость хорошего хрупкость имиджа в банковской среде.
Мнение Александров Д. А. (член Гильдии Маркетологов, Президент ИГ “Универ Капитал”) заключалось в том, что в России хорошо укрепились государственные банки отечественные (Сбербанк, ВТБ) либо иностранные (Raiffeisen Bank, Delta Bank). По его мнению, частному сектору быть лишь в том случае, если российские коммерческие банки смогут правильно выйти на IPO и привлечь правильных инвесторов.
Как уже было сказано, банковская сфера развивается за счёт конкуренции в новых решениях для своих клиентов. На сегодняшний день, главным новатором в банковской сфере признан Герман Греф -основатель Сбербанка. Основную борьбу за лидерство, в данном вопросе, ведут государственные банки. Пока они будут диктовать условия, в этой борьбе за клиентов коммерческим банкам не суждено распространиться так же широко.
На мероприятии присутствовали студенты МФЭИ экономического направления. Они присоединились к общей дискуссии. Вопрос отсутствия отделений любых российских банков в Крыму вызвал бурную дискуссию о вопросах функционирования отделений на полуострове. Некоторые участники гильдии сошлись на мнении, что это вопрос времени для банков России.
Кроме основной темы была представлена книга Киселева В. Д. (член Гильдии Маркетологов, доктор делового администрирования, консультант по организационному развитию), представив свою новую книгу: “Как написать авторский проектный социально-экономический кейс в формате КЕЙКИС”. Книга рассказывает о правильном создании и решении разнообразных кейсов, на основе психологической методики автора. В своей книге Владимир разбирает самые разнообразные примеры решения задач - как на реальных примерах, так и проводя аналогию с мировой историей и даже баснями. Книга вызвала большой интерес присутствующих.
По всем вопросам можно обращаться к организаторам дискуссии:
Савинков Сергей – куратор дискуссионных встреч, член Совета Гильдии Маркетологов. +7(903)518-00-33.