ПОСТ-РЕЛИЗ
Заседания Дискуссионного Клуба 29 января 2018
«Маркетинговые исследования. Подведение итогов ежегодного опроса Гильдии»
Темами первого заседания Дискуссионного Клуба Гильдии Маркетологов в 2018 году традиционно стали итоги Ежегодного опроса Гильдии и последние тенденции в маркетинговых исследованиях и способах проведения опросов населения. В частности - их репрезентативность.
С первым докладом выступил Игорь Березин (президент Гильдии Маркетологов), представивший итоги Ежегодного опроса. Участников дискуссии ждал приятный сюрприз. Статистика показала, что в 2017 году расходы на маркетинг (у компаний, чьи представители участвовали в опросе) выросли в среднем на 15%. Сокращение маркетинговых бюджетов наблюдалось у небольшой доли компаний, в то время как у половины компаний наблюдался значительный рост маркетинговых расходов. Только одна из 15 компаний в 2017 году сокращала персонал в отделе / службе маркетинга. Это второй наименьший результат за последние 10 лет наблюдений. На 2018 год также ожидается рост маркетинговых расходов, в среднем на 14%. Более 80% компаний, чьи представители участвовали в опросе, по прежнему имеют отдел / службу маркетинга, состоящую в среднем из 13 – 14 человек.
По результатам Ежегодного опроса Гильдии Маркетологов получилось, что расходы на маркетинговые исследования в 2017 году в России выросли на 15% в рублях (и 25% в долларах благодаря укреплению курса рубля) и составили около 20 – 21 млрд. руб. На 2018 год ожидается снижение темпов роста расходов на маркетинговые исследования до 2 – 3%. А вот расходы на маркетинговый консалтинг снизились уже в 2017 году и составили около 6,5 млрд. руб. И существенного их роста в 2018 году не прогнозируется. По крайней мере – экспертами, участвовавшими в опросе. Самыми актуальными темами маркетингового консалтинга на 2018 год, по мнению экспертов, являются интернет-маркетинг, маркетинг в социальных сетях и маркетинговый анализ, работа с данными, BigD.
Статистика, которую показал опрос, так же выявила ряд интересных фактов. А именно, что 65% опрошенных являются членами Гильдии Маркетологов, 34% работают в крупных компаниях и 26% в среднем бизнесе. Опрос выявил, что средней возраст эксперта возрос, и на данный момент (ноябрь 2017) он составляет 46 лет, а средний стаж работы в кампании увеличился почти до 9 лет.
ПРЕЗЕТАЦИЯ БЕРЕЗИНА
Тема развития бизнеса в интернет-пространстве крайне актуальна на сегодняшний день. Пётр Залесский (Глава отдела исследований компании GFK, член Гильдии Марктеологов) выступил со своей презентацией и рассказал об эффективных методах опроса населения, рассмотрев плюсы и минусы разных методов проведения опроса в сравнении c опросами на различных интернет-порталах. Пётр предоставил наглядную картину динамики среди систем опроса населения с 2008 по 2017 год. Из них было определённо ясно одно – с каждым годом тенденция проведения онлайн-опросов развивается всё больше.
Но если человеку будет достаточно нажать всего одну кнопку, чтобы узнать нужный результат, то какая тогда судьба ждёт социологов и маркетологов в будущем? Возможно ли, что с течением времени людям не понадобятся специалисты по связям с общественностью? Правда заключается в том, что инициаторам большинства интернет-опросов, в первую очередь, важны скорость и трафик, а не результат исследования. Главные слова лозунгов интернет-провайдеров – это простота, скорость и надёжность. Увы, но последнее утверждение не сопоставимо с понятием результативного опроса по ряду причин.
Первая и самая очевидная – это то, что далеко не у всех людей имеется доступ в интернет. Зачастую по причине добровольного отказа от него. Вторая причина исходит из анализа, который показывает, что 85% людей от 16 лет и старше пользуются интернетом менее 5 часов в сутки, а это значит, что большинство людей не всегда может принять участие в интернет-опросе из-за временных рамок, за которые планируется провести опрос. Третья причина не так очевидна. В ходе исследования выяснилось, что ответы многих людей на один и тот же вопрос при прохождении опроса в интернете и “вживую” различаются. Это связано с различием жизненных ценностей и взглядов у людей, уделяющих большую часть времени пребыванию в интернете и вне его.
Возвращаясь к вопросу о надобности маркетологов и социологов в будущем, можно точно сказать одно – даже если процесс сбора информации будет доведён до автоматизма, миру понадобятся люди с особенным взглядом на вещи, способные дать критическую оценку данным, собранным алгоритмами машинного интеллекта.
Подводя окончательный итог, можно сказать, что пока существенно большая доля населения не будет взаимодействовать с сетью чаще, чем на сегодняшний день, онлайн-опросы нельзя считать надежным (репрезентативным) источником сбора информации.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАЛЕССКОГО
В тот же вечер за рекомендациями и советом по продвижению своего продукта к членам Гильдии Маркетологов обратились Михаил Черняковский (Основатель и генеральный директор компании ПРИНТ) и Морозова Наталья (Представить ЕАСЕIP в РФ; проектный директор компании ПРИНТ, член Гильдии Маркетологов), представив свой продукт “Quantum Satis”. Данная программа представляет собой систему структурирования, сбора и анализа данных с платформ Microsoft Excel, 1C, CRM систем. Продукт предполагается для владельцев малого и среднего бизнеса в РФ. Предложение встретило как конструктивную критику со стороны присутствующих, так и совет Игоря Березина относительно возможности продвижения и развития данного продукта путём сужения целевой аудитории и ориентирования на более узкий круг предпринимателей. Например – на владельцев или топ-менеджеров среднего бизнеса.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОРОЗОВОЙ
В заключении встречи Виктор Пратусевич (член Совета Гильдии Маркетологов, координатор цеха «Исследования») еще раз отметил положительные тенденции рынка в прошедшем году и пригласил присутствующих на выставку, посвящённую исследованиям в маркетинге “Research Expo 2018”, которая состоится в марте.
По всем вопросам можно обращаться к организаторам дискуссии:
Савинков Сергей – координатор дискуссионных встреч, член Совета Гильдии Маркетологов. +7(903)518-00-33.