26 февраля Гильдия Маркетологов провела встречу Дискуссионного клуба цеха В2В, посвященную обсуждению импортозамещения на промышленных рынках.
Перед обсуждением основных докладов новым членам Гильдии: Болдыревой Алине, Марчевской Анне и Савельеву Денису были вручены Свидетельства членов Партнерства.
Встреча прошла насыщено.
Первый доклад члена Гильдии Ольги Костюховой «Маркетинговый анализ на рынках стального и чугунного литья» был сделан в виде обзора.
Она рассказала о широких исследованиях, которые для заказчика «Х» делала фирма, где она работает. Заказчик, правда, разрешил показать из итогов проведенного исследования лишь несколько слайдов, и только для узкого круга присутствующих. В докладе показано, что в принципе удалось сделать в рамках импортозамещения за многие годы сфере промышленного производства, где сия задача Правительством была поставлена уже давным-давно. Не столь уж много, но ожидаемо немного.
Технический прогресс мировых средств производства привел к тому, что теперь заводам нужны не отдельные станки, даже не отдельные производственные комплексы, а собираемые как из кубиков целые линии. На входе льём металл, на выходе: мерительные машины, и детали с микронными допусками. И многие кубики-станки в России не выпускаются. И электронных комплектующих для их выпуска у нас нет, или нам не продают. Низко и средне качественное литье китайские заводы, не то что готовы поставлять – просто навязывают: «Купите, купите». Навязывают и продвигают на любой выставке в Москве, или на выставках в других наших мегаполисах. «Не надо, пробовали». А вот высокоточное и высококачественное, используемое их заводами ВПК, не купишь. Госзапрет на продажу на экспорт. То же со станками или каким-то другим высокоточным современным оборудованием.
Затем Ольга доложила, как их фирма там, где она работает, преодолевает трудности последних двух лет. Как непросто с платежами, непросто с логистикой. Но в целом типовая картина – фирмы все эти года напряженно работает, каждодневно преодолевая трудности.
Следующий доклад члена Совета Гильдии и эксперта в маркетинге медицинских товаров и фармацевтической продукции Юлии Зуенковой тоже был построен на результатах проведенного исследования. Тематика то же – импортозамещение. Только совсем в другой сфере: «Инструментальное и приборное обеспечение нашей медицины».
То же не просто обеспечение, а самым современным высококачественным оборудованием, приборами и инструментами. Сложности в
Тезисы его доклада:
1. В момент санкций известные инструменты и методы стратегического маркетинга не применимы. Поэтому предложено два новых. Первый для работы маркетолога совместно с лицом, принимающим в фирме стратегические решения, названый автором «Быстро открывающиеся и закрывающиеся окна». Второй для корректировки текущего маркетинга фирмы когерентно изменениям в экономике (в маркетинге обычно употребляют словосочетание «изменения внешней среды»). Этот инструмента, назван «Автопилот».
2. Применение и первого и второго инструмента самое простое: сводится к заполнению нескольких клеток таблицы. А вот используемые для этого экономические категории маркетологам малоизвестны. Они из спецкурса «Современная мировая экономика» и «Неоэкономики» О. В. Григорьева. На их объяснение и ушло три четверти времени доклада Э. И. Бутаева.
3. Инструмент «Быстро открывающиеся и закрывающиеся окна» – это матрица всего из 15 клеток, если не учитывать названия строк и столбцов таблицы. Инструмент «Автопилот» помассивнее из 64 клеток. Кстати, к этой выжимке (64 клеткам — темам) Э. И. Бутаев предлагает свести современный курс маркетинга, читаемый в наших вузах. А прочие темы оставить на спецкурсы для подготовки отдельных специалистов: «рекламщиков», «специалистов по электронной торговле» и т. д.
4. Инновации, создаваемые ими быстрорастущие сегменты рынков, законы развития этих рыночных сегментов и особенности маркетинга в этих сферах – извечная любимая тема докладчика. Отличия от традиционных рынков и самого бизнеса в области B2C, В2В конечно принципиальные. Объяснению этого тоже была посвящена часть доклада. Но эта сфера интересна далеко не всем. А вот предложенный инструментарий стоит доводить до ума и пробовать применять.
Презентация Эдуарда Бутаева – на сайте Гильдии в разделе Презентаций.