Итоги третьего ежегодного опроса Гильдии Маркетологов и РАМ
Публикации | Игорь Березин, Дмитрий Квасов |
В третьем ежегодном опросе, посвященном развитию рынка маркетинга (исследований и консалтинга по вопросам маркетинга) в России, проходившем с 10 сентября по 10 ноября 2003 года, приняли участие 72 эксперта. Это на 80% больше, чем в прошлом году, и в три раза больше, чем в первом подобном опросе 2001 года.
Более половины экспертов, участвовавших в опросе, являются руководителями служб или отделов маркетинга, ведущими специалистами производственных, торговых, сервисных компаний. Чуть менее половины участников опроса — исследователи, консультанты по маркетингу, ведущие преподаватели маркетинговых дисциплин. См. Диаграмму 1. Менее 20% экспертов имеют скромный стаж работы в маркетинге не превышающий трех лет. 40% экспертов имеют стаж работы в маркетинге от трех до девяти лет и более 40% работают в маркетинге 10 и более лет. См. Диаграмму 2.
Первая группа вопросов, которые мы задавали экспертам, касалась оценки количества компаний, которые сегодня реально работают на российском рынке: проводят исследования, оказывают консультационные услуги по вопросам, связанным с маркетингом. Эти вопросы задавались впервые, так что сравнивать пока не с чем.
Чуть менее четверти экспертов полагают, что в России сегодня реально работают менее 100 исследовательских компаний. Чуть более четверти экспертов считают, что количество таких компаний составляет от 100 до 250. Половина экспертов считает, что исследовательских компаний в России сегодня более 250. См. Диаграмму 3. Средняя взвешенная оценка — 225 исследовательских компаний.
Треть экспертов полагает, что сегодня в России не более 30 компаний реально оказывают консалтинговые услуги по вопросам маркетинга. Треть экспертов считают, что таких компаний от 30 до 100, еще треть — что более 100. См. Диаграмму 4. Средняя взвешенная оценка — 80 консалтинговых компаний.
Вторая группа вопросов касалась возможной динамики числа исследовательских и консалтинговых компаний в 2004-м году. Мнения экспертов на сей счет весьма оптимистичны. Около 15% экспертов считают, что в будущем году вероятен существенный рост маркетинговых (исследовательских и консалтилговых) компаний; почти половина прогнозирует небольшой рост; четверть полагает, что число компаний принципиально не изменится; и лишь 15% высказали мнение, что число таких компаний может сократиться. См. Диаграмму 5.
Третья группа вопросов была направлена на оценку емкости рынка маркетинговых, включая социологические и политологические, исследований в 2003-м году, и прогноз на 2004-й год. Эксперты оценили общий объем рынка количественных исследований (опросы, анкетирование, ритейл-аудит, медиа-измерения, холл-тесты и т.п.) в 2003-м году в 72 миллиона долларов. Распределение ответов — см. Диаграмму 6. Объем рынка качественных исследований (фокусирование в группе, глубинные интервью, экспертные опросы и т.п.) — в 28 миллионов долларов. Распределение ответов — см. Диаграмму 7.
Таким образом, общий объем рынка маркетинговых исследований в 2003 году можно оценить ровно в 100 миллионов долларов. Это на 25-30% больше, чем по аналогичным данным за прошлый год. По сравнению с 2001 годом рынок вырос почти в два раза.
Здесь будет уместным напомнить, что в ходе прошлогоднего опроса эксперты прогнозировали в среднем 30-35%-ный рост рынка маркетинговых исследований на 2003-й год. Ожидания на следующий год также остаются весьма оптимистичными. Только два эксперта заявили, что рынок может сократиться в связи с завершением высокого политического сезона. Еще шесть человек полагают, что совокупный объем рынка в 2004 году не изменится. 40% экспертов ожидают роста в пределах 10-15%, четверть — в 20-25% и четверть в 30% и более. См. Диаграмму 8. Средняя взвешенная оценка — 20%-ный рост.
100 миллионов долларов совокупного объема рынка маркетинговых исследований в России — это менее 1% от мирового объема рынка маркетинговых исследований, оцениваемого в 12-15 миллиардов долларов в год. Впрочем, и совокупный объем российского рекламного рынка (3.5-4 миллиарда долларов в 2003-м году) не превышает 1% от мирового рынка рекламы; да и объем российского ВВП (450-550 миллиардов долларов в 2003-м году) не сильно превышает 1% от мирового ВВП (45-50 миллиардов долларов в 2003-м году). Так что, есть куда расти.
Рынок маркетинговых исследований в России является высоко концентрированным. На долю 10-12 крупных компаний, чьи годовые обороты превышают два миллиона долларов, приходится не менее 50% рынка. Еще 30-35% делят 30-35 средних по размеру компаний, чьи годовые исследовательские бюджеты составляют 0.5-2 миллиона долларов. Остальное, — не более 20 миллионов долларов, — делят меж собой 150-200 мелких исследовательских компаний, чьи обороты не превышают 300 тысяч долларов в год (в среднем около 100 тысяч долларов в год).
Четвертая группа вопросов касалась емкости и перспектив развития рынка консалтинга по вопросам маркетинга. Объем рынка в 2003-м году эксперты оценили в 30 миллионов долларов, что на 50% больше, чем в 2002-м году. Распределение ответов — см. Диаграмму 9. Ожидаемый рост в 2004-м году — в 15-20%. Распределение ответов — см. Диаграмму 10.
Лучшим изданием, освещающим вопросы маркетинга, был признан журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования в России». Ему отдали свои голоса 13 экспертов. 9 человек „проголосовали“ за „Практический маркетинг“, 8 — за „Маркетинг в России и за рубежом“; по 7 — за „Деньги“ и „Секрет фирмы“.
Лучшим ВУЗом, обучающим по программам «Маркетинг», стала Росийская Экономическая Академия им. Г.В.Плеханова (11 человек). На втором месте — Высшая Школа Экономики (8); на третьем — Академия Народного Хозяйства при Правительстве РФ (6).
Лучшими исследовательскими компаниями года были названы ROMIR-Monitoring и Gfk-Русь (по 10 экспертов).
Персоной года (в маркетинге) был назван Игорь Манн (6 голосов).
Его книга «Маркетинг на 100%» разделила первое место с работой Нереша Малхотра „Маркетинговые исследования“ первое место в номинации: „Книга по маркетингу, прочитанная за последний год с наибольшим удовольствием“. Каждый шестой участник опроса отдал за нее свой голос.
Лучшими работам десятилетия были названы различные труды Филипа Котлера и «Маркетинговые войны» Джека Траута.
Диаграмма 1. Участники опроса
Диаграмма 2. Стаж работы в маркетинге участников опроса
Диаграмма 3. Количество исследовательских компаний, работающих на рынке
Диаграмма 4. Количество консалтинговых компаний, работающих на рынке
Диаграмма 5. Динамика числа исследовательских и конслатинговых компаний
Диаграмма 6. Объем рынка количественных исследований
Диаграмма 7. Объем рынка качественных исследований
Диаграмма 8. Прогноз изменения емкости рынка маркетинговых исследований
Диаграмма 9. Объем рынка консалтинговых услуг в области маркетинга
Диаграмма 10. Прогноз изменения емкости рынка консалтинговых услуг в области маркетинга