Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Октябрьский переворот

Октябрьский переворот

Расходы россиян пошли в уверенный рост

В октябре 2012 года повседневные потребительские расходы номинально выросли на 12,5% по сравнению с сентябрем и на 15% по сравнению с октябрем 2011 года. Теперь уже с уверенностью можно говорить о сломе тенденции, наблюдавшейся девять месяцев (с декабря прошлого года), состоявшей в стабилизации уровня реальных расходов. Два месяца подряд реальные повседневные расходы россиян растут с темпом, превышающим 5% в годовом выражении.

По данным исследовательского холдинга Romir, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в октябре 2012 года выросли на 12,5% по сравнению с сентябрем и почти достигли уровня декабря прошлого года. Это самый мощный рост в октябре по сравнению с сентябрем за весь пятилетний период наблюдений. Никогда ранее номинальные значения потребления в октябре не приближались к значениям предыдущего декабря так близко. В 2009-2011 гг. разница составляла около 8%, а сейчас разрыв составил менее 1%.

По сравнению с октябрем прошлого года повседневные расходы увеличились на 15% в номинальном выражении, обогнав инфляцию более чем в два раза. Теперь уже можно с уверенностью констатировать, что тенденция, которую мы наблюдали с декабря прошлого года – стабилизация номинальных темпов роста на уровне 7-8% годовых, а реальных на уровне 1-2% (строго говоря – инфляционная стагнация) сломлена. Два месяца подряд номинальные темпы роста повседневных расходов составляют 13-15% годовых, а с поправкой на инфляцию – 6-7,5%. Это настоящий и очень хороший рост!

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – октябрь 2012

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – октябрь 2012

 

100% = январь 2008 года

Источник: Холдинг Ромир, октябрь 2012

 

В Москве повседневные расходы в октябре выросли по сравнению с сентябрем только на 8% (в сентябре — на 10% по сравнению с августом). А вот в Петербурге они выросли сразу на 19% к сентябрю, преодолев пятимесячную стагнацию. По сравнению с октябрем прошлого года они выросли на 8,5% (в сентябре значение было ниже сентября прошлого года на 5%).

В городах с населением более миллиона жителей октябрьский рост (к сентябрю) также составил почти 19%. А вот в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы выросли также умеренно, как в Москве – на 8%. А по сравнению с октябрем прошлого года рост составил чуть менее 7%.

Расходы наименее обеспеченных горожан в октябре выросли по сравнению с сентябрем только на 6% (в сентябре они вообще снижались к августу, правда, в августе – выросли сразу на 12% по сравнению с июлем). В средней доходной группе повседневные расходы увеличились на 16% к сентябрю. В этой доходной группе повседневные расходы достигли своего максимума за весь период наблюдений, превысив на 2,5% предыдущее рекордное значение декабря 2011 года.

В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в октябре выросли на 11,5% к сентябрю и на 8,7% к октябрю прошлого года. В этой группе номинальный показатель повседневных расходов все еще на 7% ниже пиковых значений декабря прошлого года.

Структуру распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса продолжает «трясти». После экстремального роста в июле, связанного, по нашему мнению, с массовым увлечением „косметическим“ ремонтом, в августе доля расходов на покупку непродовольственных товаров повседневного использования снизилась с 46% до обычных для августа 33%. Доля продуктов питания возросла до 67%.

В сентябре «нормализация» продолжилась, что привело к привычному соотношению товаров в корзине потребителя: 28% — непродовольственные товары повседневного спроса и 72% — продукты питания. Но в октябре доля продовольственных товаров вновь снизилась до экстремальных 53%. А доля непродовольственных товаров, соответственно возросла до 47%. Удовлетворительного объяснения этого феномена мы пока не нашли.

С учетом изменившегося распределения долей между продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса мы оцениваем изменение реальных расходов на приобретение продуктов питания в октябре 2012 (по сравнению с сентябрем текущего года) как снижение на 16,5%. Зато по непродовольственным товарам можно говорить о росте почти в два раза — на 89%.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены