Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Конца света не будет

Российские потребители не верят в конец света

Вместо продовольственных запасов они активно покупают подарки к Новому году

 

В этом году россияне, похоже, начали предновогоднюю консьюмерскую гонку даже раньше положенного срока. Стагнация в потребительских расходах россиян закончилась фактически в августе. Начиная с сентября, мы видим устойчивый рост повседневных расходов. И этот рост бьет все рекорды. В ноябре, впервые за пять лет наблюдений, расходы россиян превысили аналогичные траты в декабре предыдущего года. Народ раскрыл кошельки. Особенно представители средне- и высокодоходных групп. И потребители не запасаются гречкой, солью и спичками перед прогнозируемым «концом света». В ноябрьских списках покупок резко возросла доля мелкой бытовой техники. А это – ранняя предновогодняя гонка чистой воды.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в ноябре 2012 года выросли на 1,2% по сравнению с октябрем и превысили пиковое значение декабря 2011.

Это первый случай за последние три года, когда ноябрьские расходы оказались выше прошлогодних декабрьских. Подобное наблюдалось ранее, но тогда это происходило в условиях 12-16% годовой инфляции. В этом же году показатель инфляции, скорее всего, не превысит 7,5%. Не следует смущаться невнятным ростом ноября к октябрю. Октябрь 2012 продемонстрировал самый мощный рост по сравнению с сентябрем за пятилетний период наблюдений и выдал пиковые значения, сопоставимые с декабрем прошлого года, чего ранее никогда не наблюдалось.

По сравнению с ноябрем прошлого года повседневные расходы в ноябре 2012 увеличились почти на 15% в номинальном выражении, обогнав инфляцию, по крайней мере, в два раза. В октябре была точно такая же картина. Очень похоже на то, что в этом году «ралли Деда Мороза» на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса началось уже в октябре. Косвенным свидетельством в пользу этой гипотезы является резко возросшая доля мелкой бытовой техники в повседневных непродовольственных покупках россиян.

Теперь уже можно с уверенностью констатировать, что тенденция, которую мы наблюдали с декабря 2011 по август 2012 (стабилизация номинальных темпов роста на уровне 7-8% годовых, а реальных на уровне 1-2% — строго говоря, инфляционная стагнация), сломлена. Три месяца подряд номинальные темпы роста повседневных расходов составляют 13-15% годовых, а с поправкой на инфляцию – 6-7%.

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – ноябрь 2012

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – ноябрь 2012

 

100% = январь 2008 года

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2012

 

В Москве повседневные расходы в ноябре выросли по сравнению с октябрем на 5%, а по сравнению с ноябрем прошлого года – на 12%.

А вот в Петербурге они снизились на 6% к октябрю, а к ноябрю прошлого года выросли только на 5,6%. Но здесь будет уместно напомнить, что в октябре в Петербурге наблюдался беспрецедентный рост повседневных расходов. Они выросли сразу на 19% к сентябрю, преодолев пятимесячную стагнацию. Видимо жители Северной столицы решили сделать небольшую потребительскую паузу перед Новым годом.

В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в ноябре также снизились (но всего лишь на 2%) по сравнению с октябрем. Но и в них, так же как в Петербурге, в октябре наблюдался очень сильный рост расходов. По сравнению с ноябрем прошлого года повседневные расходы в «миллионниках» выросли на 19%.

А вот в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы выросли так же умеренно, как в целом по стране – на 1,2% по сравнению с октябрем и на 7,5% по сравнению с ноябрем прошлого года. В этих городах особо бурного роста не наблюдалось и в октябре.

Расходы наименее обеспеченных горожан в ноябре сократились по сравнению с октябрем на 4%, по сравнению с ноябрем прошлого года — выросли на 4,6%. В предыдущем месяце они показывали очень скромный рост.

В среднедоходной группе повседневные расходы также снизились на 2% к октябрю, а к ноябрю прошлого года выросли на 12%. Но в этой доходной группе показатели роста в октябре были очень значительными — +16% к сентябрю и +21% по сравнению с октябрем 2011. В этой доходной группе повседневные расходы достигли своего максимума в октябре за весь период наблюдений, превысив на 2,5% предыдущее рекордное значение декабря 2011.

В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в ноябре выросли на 6,5% к октябрю и на 13,6% к ноябрю прошлого года и достигли пиковых значений декабря 2010 года.

Структура распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса начинает приходить «в норму» — 65% и 35% соответственно. Примерно такой же она была в 2008 и 2009 гг. Но в 2010 и 2011 годах – 70% на 30% соответственно.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены