Планирования стало больше
В вопросе распоряжения своими семейными бюджетами россияне становятся более рациональными и консервативными. Если в 2005 году каждая третья семья вообще не планировала свой семейный бюджет, то в конце 2012 года такой ответ дал только каждый пятый респондент. Сократилась, пусть и не значительно, доля тех, кто практикует ежемесячное планирование. Зато в разы увеличилась доля российских семей, которые строят свои финансовые планы на квартал – полгода вперед (в 1,5 раза) и на год-два-три (в 2,5 раза).
В конце 2012 года исследовательский холдинг Ромир, продолжая изучать потребительское поведение россиян в финансовой сфере, провел опрос на тему семейных финансов. Аналогичное исследование проводилось в 2005 году. Тем более интересно было сравнить полученные результаты.
В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, в 8 федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.
Полученные результаты показали любопытную динамику (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Планируете ли Вы свой семейный бюджет и на какой срок? (%)
Источник: Холдинг Ромир, декабрь 2012
Итак, в 2005 году более трети россиян (37%) планировали свой семейный бюджет не более чем на месяц. И еще почти треть (31%) не планировали совсем. Лишь 1% (!) наших соотечественников пытался тогда
И в те времена на то были объективные причины: высокая инфляция (14-16% за год), быстрые положительные изменения (рост заработной платы на 20-30% за год в номинальном выражении).
За последующие годы многое изменилось. После периода быстрого экономического роста наступил кризис (осень 2008) и спад (2009 год). Потом началось медленное восстановление темпов экономического роста со скоростью 3-4% в год. Снизилась (до 6-8% в год) инфляция. Но и рост заработной платы сократился до 11-14% в номинальном выражении и до 3-6% в реальном. Возросли запросы. Появилась неуверенность в завтрашнем дне. Все это сделало часть россиян более осмотрительными, более рациональными, более консервативными.
За 7 лет более чем в 1,5 раза — с 31 до 19% сократилась доля тех, кто вообще не планирует свой семейный бюджет. Также сократилась (с 37 до 32%) доля тех, кто планирует свой бюджет только на один месяц.
А вот доля тех, кто планирует свой семейный бюджет в долгосрочной перспективе, выросла в разы. Например, число семей, планирующих свой бюджет на год, два и более выросла в 2,5 раза и составила 10%. Доля тех, кто планирует бюджет семьи на квартал-полгода вперед, выросла за эти семь лет более чем в 1,5 раза и теперь составляет почти 40% против 25% семью годами ранее.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081