Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Индекс покупательской активности: ралли Деда Мороза

Индекс покупательской активности: ралли Деда Мороза

Судя по всему, в ушедшем году квартальные премии, годовые бонусы и «13 зарплату» работодатели выплатили без задержек. По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в декабре 2012 года выросли на 19% по сравнению с ноябрем и достигли нового пикового значение в 314%. По сравнению с декабрем 2011 года повседневные расходы в декабре 2012 увеличились на 20% в номинальном выражении, обогнав инфляцию в 3 раза. Ралли Деда Мороза, таким образом, прошло на повышенных скоростях.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в декабре 2012 года повседневные потребительские расходы номинально выросли на 19% по сравнению с ноябрем и на 20% по сравнению с декабрем 2011. Рост реальных расходов превысил 12% в годовом выражении. Последний раз столь высокие темпы реально роста повседневных расходов наблюдались в начале 2010 года. Теперь уже с уверенностью можно говорить о формировании новой волны расширения повседневного спроса. Четыре месяца подряд реальные повседневные расходы россиян растут с темпом, превышающим 6% в годовом выражении (См. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – декабрь 2012

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – декабрь 2012

 

100% = январь 2008 года

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, декабрь 2012

 

Теперь уже можно с уверенностью констатировать, что тенденция, которую мы наблюдали с декабря 2011 по август 2012 – стабилизация номинальных темпов роста на уровне 7-8% годовых, а реальных на уровне 1-2% (строго говоря, это была инфляционная стагнация) – сломлена. Четыре месяца подряд номинальные темпы роста повседневных расходов составляют 13-20% годовых, а с поправкой на инфляцию – 6-12%. Это показательный рост!

Вероятно, такой замечательный результат декабря 2012 отчасти может быть объяснен эффектом «низкой базы» — декабрь 2011 показал весьма скромные результаты (+7% к декабрю 2010). Но лишь отчасти. За два года (декабрь 2012 к декабрю 2010) мы имеем номинальный рост в 27,5%, что почти в два раза опережает показатель инфляции за эти два года. За три года (2012 к 2009) повседневные декабрьские расходы выросли в номинальном выражении ровно в 1,5 раза. А с поправкой на инфляцию (около 25% за три года) – на 20% в реальном выражении. Так что и при устранении эффекта „низкой базы“ декабря 2011 мы имеем весьма впечатляющие показатели роста в декабре 2012.

В Москве повседневные расходы в декабре выросли по сравнению с ноябрем на 28%, а по сравнению с декабрем прошлого года – на 23%. В Петербурге показатели оказались несколько скромнее: рост на 26% и 13% соответственно. Но здесь будет уместно напомнить, что в октябре в Петербурге наблюдался беспрецедентный рост повседневных расходов. Они выросли сразу на 19% по отношению к сентябрю, преодолев пятимесячную стагнацию, а в ноябре даже снизились на 6,5%. Видимо жители «северной столицы» решили сделать небольшую потребительскую паузу перед Новым годом и в декабре компенсировали ноябрьский провал.

В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в декабре выросли на 14% к ноябрю. По сравнению с декабрем прошлого года повседневные расходы в миллионниках выросли на 16,5%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы выросли на 21,5% к ноябрю и на 23% к декабрю прошлого года.

Расходы наименее обеспеченных горожан в декабре выросли на 31% по сравнению с ноябрем и на 15% по сравнению с декабрем 2011 года. В средней доходной группе показатели: +18% (к ноябрю) и +19% (к декабрю 2011 года). В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в декабре возросли на 17% и к ноябрю и к декабрю 2011.

Структура распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса окончательно пришла «в норму». Значение декабря: 73% — продукты питания и 27% — непродовольственные товары повседневного спроса. Точно такой же она была и предыдущие три года. С учетом изменения структуры потребления между продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса можно сказать, что расходы на непродовольственные товары в декабре 2012 даже немного сократились по сравнению с ноябрем, а вот расходы на продукты (и алкоголь) выросли сразу на треть (33,5%).

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены