Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

КсМ: экономическая уверенность россиян растет и крепнет

КсМ: экономическая уверенность россиян растет и крепнет

 

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) в декабре 2012 года вырос по сравнению с ноябрем на 7,6% и достиг рекордного значения за пять лет измерений — 786 пунктов. По сравнению с декабрем 2011 года рост КсМ в последнем месяце ушедшего года составил всего 4,8% — это самый маленький прирост за пять лет.

Вообще стоит отметить, что в кризисный и посткризисный годы россияне активнее заедали шоколадом и запивали кофе с молоком тревожную ситуацию на рынках. Прирост индекса КсМ в 2008 по отношению к 2007 составил 10,5%, а в 2009 по сравнению с 2008 – 12%. В 2010 году КсМ показал относительно 2009 рост в 14%. А вот с приходом стабилизации в 2011 году стабилизировался и рост индекса простых удовольствий, сравнявшись с уровнем инфляции – 6%.

По итогам 2012 года, как уже говорилось, общий рост КсМ не превысил 5%. Таким образом, напрашивается вывод, что в россияне восстановили баланс удовольствий. Если учесть, что покупательская активность, преломив стагнацию в августе 2012 года, пошла в уверенный рост, то можно говорить о том, что помимо простых удовольствий россияне опять начали себя баловать и кое-чем посущественнее, чем кофе и шоколад.

В апреле 2012 года Ромир начал регулярно выпускать новый индекс «Кофе с Молоком»   (КсМ), рассчитываемый, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса „Кофе с молоком“ являются, по сути, элементарным набором „простых удовольствий“.

Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс „Кофе с молоком“ является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

 

Рост индекса КсМ в декабре произошел на фоне повышения (на 18%) средних реальных цен приобретения бутилированной воды (в ноябре цена на воду снижалась на 10%) при относительной стабильности цен остальных продуктов, входящих в Индекс.

Повышение средних цен приобретения бутилированной воды было полностью компенсировано снижением объема покупок воды (на 16%). При этом объемы покупок молока остались на уровне ноября, а покупки кофе и шоколада выросли на (15%) по сравнению с ноябрем.

В декабре заметно увеличилась доля супермаркетов и гипермаркетов среди торговых каналов продажи бутилированной воды. Доля магазинов, торгующих через прилавок, снизилась. Видимо, сказался эффект предновогодних закупок. По другим продуктам заметного перераспределения по торговым каналам не было.

Интересно, что средняя цена кофе, приобретенного в декабре группой наименее обеспеченных респондентов, выросла на 8%. А вот средняя цена кофе, приобретенного группой наиболее обеспеченных респондентов, напротив, снизилась на весомые 20%. Возможно, в этом также проявился эффект предновогодних закупок. Зато «нижняя» и „средняя“ группа стали покупать чуть более дешевый шоколад, а у „верхней“ доходной группы средняя цена приобретения шоколада возросла на 8%.

В Москве индекс КсМ вырос в декабре на 9% по сравнению с ноябрем и составил 985 пункта. За год Индекс вырос в Москве на те же 9%, за два года – на 12,5%.

В других крупных городах индекс КсМ в декабре вырос по сравнению с ноябрем на 6,3% до 706 пунктов. За год рост индекса в среднем составил 7,3%. А за два года – 10,3%.

Диаграмма 1. Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2008 – декабрь 2012

 

Динамика индекса „Кофе с молоком“. Январь 2008 – декабрь 2012

 

Данные: Ромир, Romir Scan Panel, декабрь 2012

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены