Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Расходы в Москве растут, а в Питере сокращаются

После весьма бодрого декабря 2012 (когда повседневные расходы выросли на 20% по сравнению с декабрем 2011) и не менее благополучного января (рост расходов на 10% в годовом выражении) можно было бы ожидать достаточно вялого февраля. Тем более что месяц-то короткий. Так бы оно и было, если бы не очень хорошие показатели в Москве и средних и малых городах. Вообще стоит отметить любопытную вещь: реальные расходы москвичей в начале текущего года по отношению к январю-февралю прошлого года выросли более чем на 15%, а вот у жителей Северной столицы они наоборот сократились на те же 15%.

 

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в феврале 2013 выросли по сравнению с январем почти на 1%. И это при том, что календарных дней в феврале на 10% меньше, чем в январе. А по сравнению с февралем 2012 рост расходов составил 22% (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – февраль 2013

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – февраль 2013

100% = январь 2008 года

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, февраль 2013

 

Повседневные расходы в феврале 2013 оказались выше показателей февраля 2010 года почти в 1,5 раза (рост на 48%). По сравнению с январем 2008 (начало публикации Romir Household Panel) повседневные расходы номинально выросли в 2,5 раза. Накопленная за эти 5 лет инфляция составила чуть более 50%. Таким образом, можно говорить о росте повседневного потребления на 65 – 70% в реальном выражении за пять лет. Это очень серьезный показатель.

Примерно половину реального роста потребления можно объяснить за счет увеличения физического объема потребляемых дома продуктов питания и непродовольственных товаров. Вторая половина роста объясняется изменениями внутри отдельных товарных категорий, чаще всего – в сторону увеличения доли более дорогой продукции.

В Москве повседневные расходы в феврале 2013 выросли на 1,5% по сравнению с январем. А по сравнению с февралем прошлого года рост повседневных расходов составил рекордные 25%.

В Петербурге, напротив, в феврале 2013 расходы снизились на 1% по сравнению с январем. А по сравнению с февралем 2012 года зафиксировано снижение расходов на 7%. Снижение потребительской активности в городе на Неве отмечается уже более года и лишь дважды за весь этот период она прерывалась – в октябре и в декабре прошлого года. В январе же текущего года снижение к декабрю 2012 оказалось более сильным, чем в других городах – минус 26%. Более того, абсолютное значение ИПА в январе 2013 оказалось на 9% ниже показателя 2012 года, а в феврале – на 7%. А если учитывать инфляцию, то можно говорить о том, что в Северной столице произошло снижение реальных потребительских расходов в январе-феврале 2013 по сравнению с январем-февралем 2012 приблизительно на 15%.

В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в феврале снизились по сравнению с январем почти на 3%. Но по сравнению с февралем прошлого года они выросли на 8,3%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы в феврале 2013 выросли - к январю более чем на 4% и к февралю 2012 на 13,6%.

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей февральские расходы выросли на 5% и по сравнению с январем этого года, и по сравнению с февралем 2012. Вообще можно отметить, что на протяжении последних 12 месяцев повседневные расходы в городах среднего размера отличаются довольно высокой стабильностью. В отличие от Москвы и городов-миллионников в них не наблюдалось резко выраженного спада летом, как и не было зафиксировано резкого скачка расходов в декабре по отношению к ноябрю.

Расходы наименее обеспеченных горожан в феврале 2013 выросли на 2% по сравнению с январем, а относительно февраля 2012 года они выросли на 10%. За пять лет наблюдений расходы в этой доходной группе выросли в 2,5  раза.

В средней доходной группе, напротив, расходы в феврале 2013 снизились на 2% по отношению к январю. А по сравнению с февралем прошлого года выросли только на 7% (примерно на показатель инфляции). За пять лет рост расходов в этой группе составил 2,3 раза.

В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в феврале выросли относительно января на 2%, а к февралю прошлого года – на 12%. За пять лет рост повседневных расходов в этой группе превысил 2,6 раза.

В структуре распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса в феврале произошли некоторые изменения. С – 74% до 65% снизилась доля продуктов питания, и с 26 до 35% выросла доля непродовольственных товаров. Впрочем, пока эти цифры находятся в рамках привычных показателей за пять лет наблюдений.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены