Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

КсМ: шоколадный февраль

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) в феврале 2013 неожиданно продолжил снижение - на 2% по сравнению с январем - и опустился к уровню 733 пунктов. По сравнению с февралем 2012 года рост индекса составил всего 2%. Это самый маленький февральский рост в годовом выражении за все пять лет наблюдений. Такое поведение Индекса вряд ли стоит трактовать, как снижение экономической уверенности россиян через попытки экономить на мелких радостях. Скорее можно говорить о том, динамика Индекса КсМ подтверждает среднесрочный тренд на снижение темпов инфляции на потребительском рынке. Тем не менее, феноменами февраля стали разнонаправленная динамика индекса в Москве и других крупных городах страны, а также активизация покупок шоколада после исчерпания предновогодних запасов.

 

В апреле 2012 года Ромир начал регулярно выпускать новый индекс «Кофе с Молоком»  (КсМ), рассчитываемый, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».

Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

 

В феврале 2013 можно было ожидать относительно высоких темпов роста индекса КсМ. Так, во всяком случае, было в предыдущие годы. После относительно низких темпов роста индекса в четных годах (2008 и 2010) следовали высокие темпы роста индекса в нечетных годах (2009 и 2011). В итоге два года: четный и нечетный давали в сумме где-то 25–30% общего роста индекса.

Однако февраль 2013 неожиданно преподнес приятный сюрприз. После более чем умеренного роста индекса в феврале 2012, в феврале текущего года индекс КсМ также вырос всего на символические 2%. Таким образом, за два года индекс показал прибавку всего на 6%.

КсМ снижается уже второй месяц подряд. И тоо всего лишь второй случай (снижение индекса в феврале после традиционного январского снижения) за пять лет наблюдений. Предыдущий был отмечен в феврале 2010 года (см. Диаграмму1).

 

Диаграмма 1. Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – февраль 2013

 

Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – февраль 2013

 

Данные: Ромир, Romir Scan Panel, февраль 2013

 

Снижение индекса КсМ в феврале произошло благодаря снижению на 7% средней реальной цены приобретения бутилированной воды при стабильных ценах на другие продукты, входящие в Индекс. А также за счет снижения натуральных объемов приобретения кофе (на 7%) лишь отчасти компенсированных ростом покупок шоколада. Здесь будет уместно напомнить, что покупки шоколада резко сократились в январе, что объяснялось «избыточными» запасами, сделанными в декабре прошлого года перед Новым годом и Рождеством. Теперь запасы «ликвидированы» (съедены) и активизировались новые покупки, в том числе приуроченные к 14 февраля и 8 марта.

В феврале снизилась доля гипермаркетов в продажах всех продуктов, кроме кофе. Выросла доля дискаунтеров по всем продуктам, кроме воды. А в магазинах, торгующих через прилавок, как раз увеличилась доля бутилированной воды.

После двух месяцев «экономии» на кофе, приобретенного группой наиболее обеспеченных респондентов, средняя реальная цена приобретения вернулась к привычным уровням сентября–ноября. Иных особенностей приобретения продуктов, входящих в КсМ, по различным доходным группам выявлено не было.

В Москве индекс КсМ вырос в феврале 2013 на 7% по сравнению с январем. А по сравнению с февралем 2012 рост индекса превысил 10%. Правда, за два года общий рост индекса КсМ в столице составил только 11,3%.

Рост Индекса в Москве в феврале 2013 был обусловлен повышением реальных цен на приобретение всех продуктов, входящих в индекс на 3-5%, а кофе – на 12%. А также увеличением натуральных объемов приобретения кофе и шоколада.

В других крупных городах снижение Индекса в феврале составило 5% по сравнению с январем и опустилось до 667 пунктов. По сравнению с февралем 2012 КсМ упал на 1%. За два года рост индекса в крупных городах (кроме Москвы) составил всего 4,7%. Таким образом, за отрицательную динамику Индекса стоит благодарить прежде всего крупные города (с населением от полумиллиона человек).

Снижение Индекса в регионах было обусловлено снижением цен на бутилированную воду (- 12%) и шоколад (- 5%). Вместе с тем было зафиксировано и уменьшение натуральных объемов приобретения кофе (- 12%) и молока (- 3%). Хотя объемы приобретения шоколада увеличились на 10%.

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены