Март текущего года не преподнес особых сюрпризов в вопросе потребительской активности россиян. Как и в предыдущие годы, в марте потребление оживилось, преодолев посленовогодний спад. Так, повседневные потребительские расходы номинально выросли на 8,5% по сравнению с февралем и на 16% по сравнению с мартом 2012 года. Локомотивами роста в марте стали Москва и города-миллионники. Вялый , но все же рост наблюдался также и в Санкт-Петербурге, и в городах с населением менее 500 тысяч жителей. За пять лет номинальный рост повседневных расходов составил 120% (2,2 раза).
Не смотря на экстремально снежный и холодный март, на рынке повседневных потребительских товаров сложилась типично «весенняя» картина динамики расходов. Как в предыдущие годы (наблюдения ведутся с января 2008) объем повседневных потребительских расходов в марте заметно увеличился и по сравнению с февралем, и по сравнению с январем, в очередной раз сформировав первый четко выраженный сезонный пик потребительских расходов.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в марте 2013 выросли по сравнению с февралем на 8,5%. А по сравнению с январем – на 9,5%. Относительно марта 2012 рост номинальных расходов составил 16%, обогнав инфляцию потребительского рынка как минимум вдвое (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – март 2013
100% = январь 2008 года
Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, март 2013
Повседневные расходы в марте 2013 оказались выше показателей марта 2011 на 24%. По сравнению с мартом 2010 (за три года) повседневные расходы выросли на 46% (почти в 1,5 раза). А за пять лет (с марта 2008) рост номинальных потребительских расходов составил 120% (2,2 раза). Накопленная за эти 5 лет инфляция составила чуть более 50%. Таким образом, можно говорить о росте повседневного потребления на 45-50% в реальном выражении за пять лет.
Примерно половину реального роста потребления можно объяснить за счет увеличения физического объема потребляемых дома продуктов питания и непродовольственных товаров. К примеру, потребление мяса птицы за эти пять лет выросло на 25%. Вторая половина роста объясняется увеличением доли более дорогой продукции внутри отдельных товарных категорий. Так, например, в структуре потребления молочных продуктов заметно выросла доля существенно более дорогих (по сравнению с «обычными» кефиром и молоком) йогуртов, «обогащенных» бифидобактериями продуктов и т.п.
В Москве повседневные расходы в марте 2013 выросли на 9,5% по сравнению с февралем. А по сравнению с мартом прошлого года рост повседневных расходов составил 19%. За пять лет мартовский показатель повседневных расходов вырос в Москве в 2,3 раза.
В Петербурге также наблюдался рост повседневных расходов, но более скромный – всего на 6% к февралю. Причем в феврале 2013 расходы в северной столице уже снизились на 1% по сравнению с январем. Относительно марта прошлого года повседневные расходы в Петербурге выросли на символический 1%. Т.е. с учетом инфляции можно говорить о серьезном, как минимум на 5-6%, снижении реальных повседневных расходов в городе на Неве за последний год. За пять лет (с марта 2008) номинальные расходы в Петербурге выросли ровно в два раза.
В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в марте выросли по сравнению с февралем на 10,3%. В феврале они снижались по сравнению с январем почти на 3%. По сравнению с мартом 2012 расходы выросли на 20%. За три года рост составил 57% в номинальном выражении. А за пять лет – 2,2 раза.
В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы в марте 2013 выросли по сравнению и с февралем на 5,6%. А по сравнению с мартом 2012 – на 13%. За три года (с марта 2010) – на 40%. За 5 лет – в 2,25 раза.
В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей мартовские расходы выросли только на 2,5% по сравнению с февралем этого года. И всего лишь на 3% по сравнению с мартом 2012 года. Вообще стоит отметить, что на протяжении последних 12 месяцев повседневные расходы в городах среднего размера отличаются довольно высокой стабильностью. В отличие от Москвы и других миллионников в них не наблюдается резко выраженных спадов в июле-августе, как не было отмечено и пиков роста в декабре и марте.
Расходы наименее обеспеченных горожан в марте 2013 выросли на 12% по сравнению с февралем. По сравнению с мартом 2012 они выросли на 8,5%, а за пять лет (с марта 2008) – чуть более чем в два раза.
В средней доходной группе расходы в марте 2013 выросли на 8,4% к февралю и на 13% к марту 2012. За пять лет рост расходов в этой группе составил чуть менее двух раз.
В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в марте выросли относительно февраля также на 8,4%. А за год (с марта 2012) – на 17,5%. За пять лет рост повседневных расходов в этой группе превысил 2,2 раза.
В структуре распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса в марте никаких значимых изменений не произошло. Две трети (66%) от общего стоимостного объема повседневных покупок пришлось на долю продуктов питания и одна треть (34%) – на непродовольственные товары повседневного спроса. Эти цифры находятся в рамках привычных показателей за пять лет наших наблюдений. Напомним, что никакие услуги и крупные покупки в индексах повседневного потребления не учитываются.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81