Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сэкономили на одежде, но потратились на ремонт

Россияне действительно сократили некоторые статьи крупных расходов в конце 2012 и первом квартале 2013 года, о чем предупреждали исследователей еще в середине прошлого года. Так, они ощутимо сэкономили на покупке одежды и обуви, на турпоездках, не купили обещанную мебель в некупленные квартиры. Однако по некоторым статьям все-таки произошел перерасход. Во-первых, почти вдвое больше семей потратились на ремонт в квартире (доме, на даче). Чаще, чем планировали, ремонтировали автомобили. И вдвое больше россиян, чем заявляли об этом летом прошлого года, купили новый автомобиль. Предстоящие полгода участники опроса предполагают также прожить в режиме экономии. Единственные дополнительные расходы, которые декларируются уже сейчас, касаются летнего отдыха.

В марте 2013 года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние 6 месяцев и какие планируются в следующем полугодии.  Аналогичные вопросы задавались в 2012 и 2011 гг..

В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах.

Замедление динамики крупных потребительских рынков (автомобильного, бытовой техники, мебели и др.), зафиксированное производителями и розницей в конце 2012 и первом квартале 2013 года, нашло подтверждение в ходе очередного исследования, проведенного холдингом Ромир.

Треть участников исследования (32%) завили, что за предыдущие 6 месяцев (с сентября 2012 года) в их семьях вообще не было совершено никаких крупных покупок. Это очень высокий показатель. В июне 2012 года аналогичный ответ дали только 24% респондентов, в ноябре 2011 - 22% (см.Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Крупные расходы во 2 полугодии 2011, 1 полугодии 2012 и сентябре 2012 – марте 2013 (%).

Крупные расходы во 2 полугодии 2011, 1 полугодии 2012 и сентябре 2012 – марте 2013 (%)

Источник: Холдинг Ромир, март 2013

Но этот показатель не стал для исследователей неожиданностью. Ведь летом 2012 года, отвечая на вопрос о том, какие крупные покупки планируются на следующее полугодие, как раз 33% участников опроса ответили, что их семьи постараются избежать крупных расходов (см. Диаграмму 2).

Мы не утверждаем, что совпадение стопроцентное. Конечно, часть «отказников» была вынуждена совершить незапланированные расходы, связанные, например, с оплатой медицинских услуг или ремонтом автомобиля (о чем будет немного подробнее сказано ниже). А часть тех, кто собирался совершить крупные покупки (одежда, мебель) была вынуждена отказаться или отложить покупку на более поздний срок. Но общая (отчасти психологическая) установка на экономию и аккуратность в крупных расходах достаточно очевидна.

Диаграмма 2. Что собирались покупать в последующие 6 мес. (июль  2012) и что купили за предыдущие 6 мес. (март 2013)

то собирались покупать в последующие 6 мес. (июль  2012) и что купили за предыдущие 6 мес. (март 2013)

Источник: Холдинг Ромир, март 2013

Наиболее сильные потери и в абсолютных, и в относительных значениях понес рынок одежды и обуви. В 2011 году более 40% участников исследования назвали одежду и обувь в числе крупных расходов, совершенных за предыдущие 6 месяцев. В 2012 году такой ответ дали 32% респондентов. А в марте 2013 – только один из пяти участников исследования (19%). И это – в конце холодного сезона. Не ожидается перелома к лучшему и в следующие полгода. Те же 19% (только 19%!) россиян назвали одежду и обувь в числе возможных крупных покупок. Ну, это и не удивительно – впереди лето (см.Диаграмму 3).

Если уж россиянам удалось сэкономить на зимней одежде и обуви (натуральных мех, кожа), то на сарафанах и босоножках они точно не разорятся. Единственное, что в этой ситуации может утешить производителей и продавцов одежды и обуви, – это то, что возможно россияне стали более грамотными покупателями, умело используют рождественские скидки и сезонные распродажи. А там, глядишь, научатся понимать и ценить качество одежды и обуви.

Диаграмма 3. Что купили за предыдущие 6 месяцев (сентябрь 2012 – март 2013) и что собираются пробрести в следующие 6 месяцев (%).

Что купили за предыдущие 6 месяцев (сентябрь 2012 – март 2013) и что собираются пробрести в следующие 6 месяцев (%)

Источник: Холдинг Ромир, март 2013

На вторую позицию по распространенности неожиданно (даже для самих потребителей) вышел ремонт в квартире, загородном доме, на даче. Неожиданно, потому что еще летом 2012 года такие расходы планировали только 10% участников опроса, а по факту получилось, что в каждой шестой (17%) семье за истекшие полгода проводились какие-то ремонтные работы.

Очевидно, что около половины семей, потратившихся на ремонтные работы, еще летом прошлого года этого не планировали. Возможно, стимулом для этого стали какие-то «форс-мажорные» обстоятельства. Не исключено, что семьи, решившиеся на ремонт в своем жилье, поняли, что улучшение жилищных условий в ближайшие годы им «не светит» и решили привести в порядок то «гнездышко», в котором им предстоит прожить еще несколько лет.

В возрастной группе 45-59 лет 22% респондентов отметили расходы на ремонт в числе крупных расходов полугодия. А среди наиболее обеспеченных участников исследования ремонт в своем жилище делали 25% семей.

А вот в следующие полгода ремонт планируется только в 12% домохозяйств. Но, тем не менее, это немного более высокий процент по сравнению с зафиксированным летом 2012 года.

На третьем месте в нашем условном рейтинге крупных расходов оказалась оплата медицинских услуг. Каждая седьмая семья (14%) отметила этот вид расходов. По понятным причинам предвидели (летом 2012 года), что такое может случиться, только 12% респондентов. А на следующие 6 месяцев «планируют» расходы на оплату медицинских услуг только 10% участников. Скорее всего, реальные показатели осенью 2013 года также окажутся несколько выше ожидаемых.

Но мы бы хотели обратить внимание на другой факт. В 2012 году оплату медицинских услуг в числе совершенных крупных расходов полугодия назвали 18% участников исследования, а в 2011  году – каждый четвертый (24%). Таким образом, за полтора года доля семей, потративших значительные суммы на медицину, сократилась почти в два раза (на 10 процентных пунктов). Для нас очевидно, что это реакция на увеличение стоимости медицинских услуг и расширение «зоны платной медицины».

Тот факт, что доля семей, назвавших расходы на отдых/путешествия в числе крупных расходов прошедшего полугодия, сократилась более чем в два раза (с 18 до 8%), ничуть не удивил исследователей. Это было вполне ожидаемо - не сезон. Однако более высокий показатель ожиданий лета 2012 года не должен вводить в заблуждение. Тогда период прогнозирования как раз захватывал самый высокий туристический сезон: июль – август.

Зато прогноз на грядущее полугодие, когда только 13% респондентов планируют крупные расходы, связанные с летним отдыхом и поездками в теплые края, должен насторожить. То ли россияне еще не отошли от затянувшейся на весь март зимы и пока всерьез не думали о летнем отдыхе. То ли, потратившись на ремонт, они, действительно, всерьез планируют сэкономить на летнем отдыхе, проведя отпуск на даче или в работах по завершению этого самого ремонта (см. Диаграммы 1-3).

В пользу последней гипотезы свидетельствует тот факт, что расходы на повседневные развлечения (кино, театры, рестораны, клубы и т.п.), некогда входившие в пятерку наиболее «типичных» крупных расходов домохозяйства, стремительно теряют свои позиции. Собирались выделить средства на «крупные развлечения» 5% семей; признали такие расходы за полугодие – 6%; на следующее полугодие предвидят – 4%.

Последние надежды индустрии развлечений в нашей стране связаны с обеспеченными жителями городов с населением от 500 тыс. до миллиона человек. Поскольку в этой группе расходы, связанные с развлечениями, назвали в числе самых значительных трат полугодия 12-14% опрошенных.

Еще одна статья, мощно подвергшаяся секвестированию – это оплата образовательных услуг. В 2011 году о наличии таких расходов заявили 12% семей, в 2012 – 10%, в 2013 – 8%, как и планировали летом прошлого года.

Хуже того – на следующее полугодие такие расходы планируют только 5% семей. Или они еще не осознали, что полугодие заканчивается в сентябре, когда придет пора вносить оплату за 1-й семестр нового учебного года. Или – это такая же реакция на повышение оплаты образовательных услуг и расширение «зоны платного образования», как в и сфере медицинских услуг.

Вопреки ожиданиям (ожидаемое значение – 10%) не выросла доля семей, заявившая о расходах по статье «мебель». Она осталась на уровне 6-7% от общего количества участников опроса. Видимо, часть участников исследования не успели завершить ремонтные работы и решили отложить приобретение мебели до его окончания. А вот в следующем полугодии спрос на мебель должен пусть незначительно, но все же возрасти. Это укрепляет нас в гипотезе о связанности расходов на ремонт и приобретение мебели. Кстати, мебель – это единственная статья крупных расходов, по которой ожидается рост, пусть и чисто символический (см. Диаграмму 3).

Как обычно, доля семей, которым пришлось оплачивать ремонт автомобиля, в два раза выше (9%) доли тех, кто предвидел возможность таких расходов. Никому не хочется заранее думать о плохом. Но даже она значимо ниже показателей 2011 – 2012 гг. (см. Диаграмму 1). Но «оптимизм россиян» не кончается – на следующие полугодие предвидят расходы по ремонту опять только 5% семей.

А вот доля семей, купивших автомобиль в отчетном периоде, остается стабильной. И это, кстати, полностью согласуется с данными по продажам новых автомобилей в 1 квартале 2013 года Комитета авто-производителей Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ). Правда, есть еще и вторичный рынок, намного менее прозрачный для сбора статистической информации.

Итак, доля семей, планировавших покупку автомобиля опять (как и в 2012 году) оказался ниже фактических показателей (см. Диаграммы 2-3). Неужели автомобиль понемногу переходит в разряд спонтанной покупки, как в случае с приобретением мобильных телефонов? Но и доля семей для, которых покупка телефона стала одной из крупных покупок полугодия, снизилась в 1,5 раза с осени 2011 года (см. Диаграмму 1).

Если практически все статьи крупных расходов (кроме ремонтных работ) в конце 2012 – начале 2013 года подверглись секвестру, а номинальные доходы (заработная плата, пенсии и т.д.) потребителей выросли на 12-13% к соответствующему периоду предыдущего года, то уместно задаться вопросом – куда ушли деньги?

Во-первых – в инфляцию, темпы которой возросли с 6-6,5% до 7-8% в среднем, а по отдельным товарным группам и услугам (коммунальные платежи, связь, услуги транспорта) – до 10-15%. Во-вторых – в повседневное потребление. В 1 квартале 2013 года, по данным потребительской панели Romir Scan Panel, расходы на повседневное потребление  (продукты питания и товары повседневного спрос) выросли на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, в два раза опередив рост цен на рынке продуктов питания.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены