Доля россиян, имеющих сбережения поднялась до максимальных значений за последние 20 лет – 75%. Среди тех, у кого накопления есть, «только в рублях» хранят свои сбережения почти 80% семей. При этом более трети россиян искренне убеждены, что наличный рубль является самым надежным способом хранения накоплений. Чего нельзя сказать о доверии к банковским вкладам. Их популярность за прошедший год значимо упала и вернулась к показателям пятилетней давности.
В апреле 2013 года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса задал респондентам несколько вопросов относительно сбережений – их наличия, надежности вложения и рекомендаций по инвестированию. Аналогичные вопросы задавались и в предыдущие годы.
В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах.
До 2005 года более половины участников исследований, проводимых Ромир, утверждали, что их семьи вообще не делают и не имеют значимых сбережений. В 2006-2008 гг. этот показатель снизился до 40%. В 2009-2010 гг. он снова вырос почти до 50%, а затем стал устойчиво снижаться. В прошлом году менее 30% респондентов заявили об отсутствии сбережений в их семьях. А в 2013 лишь один из четырех участников исследования (25%) сказал, что в его семье нет сбережений (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Изменение доли семей, имеющих сбережения, и доли семей, хранящих сбережения только в рублях, 2004 – 2013 гг.. В % от числа опрошенных.
Источник: Холдинг Ромир, апрель 2013
Иными словами, три четверти участников исследования (75%) признали, что сбережения в их семьях есть. Это самый высокий показатель за двадцать лет наблюдений. Мы объясняем этот результат с одной стороны объективным улучшением экономической ситуации в стране, особенно с ростом номинальных доходов в группах со средним и невысоким уровнем располагаемых доходов. А с другой стороны - психологическими причинами. «Прибедняться», жаловаться на тяжелые материальные условия стало не так «модно» и общепринято, как это было еще 3-10 лет назад.
Интересно, что доля семей, не имеющих сбережений, практически одинакова в различных возрастных группах. 19% - в младшей (до 25 лет), 30% - в группе 25-34 года, 23-24% - у представителей возрастной группы 35-59 лет и 28% - в старшей возрастной группе. Это говорит о том, что пока еще в России сбережения не стали «функцией от возраста», как это имеет место на Западе.
И с уровнем дохода доля семей, не имеющих сбережения, тоже коррелирует очень слабо. Очевидно, представители различных доходных групп по-разному понимают, что такое сбережения. В 2012 году Ромир уже проводил исследование этого вопроса и выяснил что у различных социальных групп представление о минимальной сумме, которую можно назвать сбережениями различается более чем в 1,5 раза. К тому же отсутствие сбережений в семьях с высоким уровнем душевого дохода может объясняться недавно совершенной крупной покупкой: недвижимость, ремонт, автомобиль и т.п.
Самая большая доля семей, заявивших об отсутствии сбережений (28-29%) проживает в городах с населением более миллиона жителей и в сельской местности (!). А самая маленькая (16%) в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей.
Вторая приятная новость – тотальный переход к сохранению сбережений в российских рублях. Рубль, действительно, за последние 10-12 лет стал российской национальной валютой. Стабильность курса рубля по отношению к доллару США на протяжении 12 лет (незначительные отклонения от уровня 30 руб./дол не принимаются в расчет, т.к. они не превышают «нормальных колебаний», характерных и для пар доллар/евро, йена/доллар) сыграли свою положительную роль. Уже в прошлом году 60% участников исследования заявили, что хранят свои сбережения «только в рублях». Если исключить из рассмотрения тех, у кого нет сбережений, получится, что «только в рублях» хранят свои сбережения 80% россиян. В марте 2013 года были получены практически такие же ответы.
Одинаково высокую приверженность к рублевым сбережениям демонстрируют представители различных возрастных групп, жители различных типов населенных пунктов, всех федеральных округов. Только среди наиболее обеспеченных участников опросов хранят свои сбережения «только в рублях» 49% (против 59% в среднем по выборке). Но это происходит не из-за недоверия к национальной валюте, а потому, что у представителей этой группы намного больше возможностей по диверсификации своих сбережений.
Другие варианты и комбинации набрали незначительный процент «голосов». Некогда достаточно популярный портфель «рубль+доллар» к марту 2013 сохранил только 5% сторонников. «Сбалансированный портфель», состоящий из рублей, долларов и евро выбрали 3% участников исследования. 8% - среди граждан с высоким уровнем душевого дохода и 10% среди жителей городов с населением более миллиона человек. «Рубли и евро» выбрали 2% опрошенных; «только евро» - 2% (год назад таких было менее 1%); «только доллары» - 1%.
В вопросе надежности различных способов хранения сбережений опять же лидирует наличный рубль. Такой вариант ответа указали 37% россиян. И этот показатель даже превысил значения 2006 года (см. Диаграмму 2). Вдвое меньше россиян (19%) доверяют наличной валюте. И еще столько же респондентов (18%) полагают, что надежнее всего хранить сбережения в виде вкладов в российских банках. Депозиты в зарубежных банках внушают доверие только 4% опрошенных. И этот показатель сократился почти вдвое за прошедшие 7 лет.
Диаграмма 2. Наиболее надежные способы хранения сбережений. В % от числа опрошенных.
Источник: Холдинг Ромир, апрель 2013
На фоне ответов на вопрос о надежности различных форм хранения сбережений любопытно выглядят рекомендации россиян по вложению свободных средств (см. Диаграмму 3). Так, например, инвестиции в бизнес считают надежными 8% опрошенных, а рекомендуют в бизнес вложиться уже 12% респондентов. Аналогичная ситуация и с банковскими вкладами. Надежными их считают 22% россиян, а рекомендуют отнести деньги в банк – 24%.
Хотя нельзя не заметить, что за последний год ситуация с банковскими вкладами претерпела заметное изменение – их популярность резко снизилась. Это тем более удивительно, что во второй половине прошлого года ставки по рублевым депозитам в крупных российских банках немного выросли (до 8,5-11% годовых) и заметно превысили уровень инфляции (6,5-7,5% в годовом выражении).
Диаграмма 3. Изменение долей ответов на вопрос, как лучше распорядиться крупной денежной суммой, 2004-2013 гг.. В % от числа опрошенных.
Источник: Холдинг Ромир, апрель 2013
Недвижимость, медленно терявшая популярность в качестве средства сбережения во второй половине первого десятилетия 21-го века, с началом второго десятилетия стала терять популярность быстро. Сегодня покупку недвижимости в качестве средства сохранения сбережений советуют только 33% россиян, а не 50-60%, как это было 5-10 лет назад. Это, конечно, объясняется тем, что после десятилетия стремительного роста цены на недвижимость в России сначала снизились (в 2009 году), а затем стали расти куда как более умеренными темпами. Тем не менее, следует отметить, что недвижимость все же остается самым популярным средством сохранения сбережений.
12% участников исследования считают хорошим вложением сбережений инвестиции в бизнес (свой или своих друзей, родственников). Среди граждан моложе 25 лет такую точку зрения разделяют 16% опрошенных, так же как и среди жителей небольших городов.
11% респондентов советуют вложить имеющиеся средства в образование (собственное или своих детей). В возрастной группе 25-44 года такой точки зрения придерживаются 14% опрошенных. 10% россиян лучшей инвестицией считают «вложения в здоровье» (санатории, лечение, профилактика и т.п.). Среди граждан старше 60 лет такую точку зрения разделяют уже 20% опрошенных.
А вот интерес к рынку акций уже много лет остается почти стабильно неизменным, показывая при каждом опросе незначительные отклонения от среднего показателя в 5-6%. Чуть больший интерес к акциям проявляют граждане 25-34 лет (9%), проживающие в крупных городах. Интерес к ПИФам и пенсионных фондам, как способу вложения свободных средств, проявляют также только 5% россиян. Страховые продукты в этом качестве рассматривают только 1-1,5% участников исследования.
Каждый шестой участник исследования (15%) как и раньше советует никуда не вкладывать деньги, а потратить на покупку автомобиля, путешествия или ремонт в квартире.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru