В апреле текущего года повседневные потребительские расходы номинально снизились на 3,5% по сравнению с мартом. При этом потребление продуктов питания снизилось на 16,5%, а непродовольственных товаров – наоборот, выросло на 22%. Таким образом, можно говорить о том, что все, что россияне сэкономили во время Великого Поста на еде, они потратили на подготовку к дачному сезону. По сравнению с апрелем 2012 потребление увеличились на 16%. Реальные потребительские расходы (с поправкой на инфляцию) за год выросли более чем на 8%. За пять лет номинальный рост расходов составил 135% (2,35 раза); реальный – более 50% (1,5 раза).
Небольшое снижение потребительской активности в апреле по сравнению с мартом наблюдается каждый год. Исключением стал только кризисный 2009. Таким образом, текущий год в очередной раз подтвердил ежегодный тренд.
Причины, как обычно, три. Во-первых, апрель банально короче марта на один день (3,5%). Во-вторых, в апреле (особенно если он теплый) начинается сезонное (к лету) снижение покупательской активности на рынках продуктов питания, которое, правда, отчасти компенсируется ростом активности на рынках повседневных потребительских товаров – начинается подготовка к «дачному сезону».
В-третьих, на большую часть апреля приходится время Великого Поста. В этом году пост захватил весь апрель целиком. В 2008 году апрельское снижение (к марту) составило почти 10%. В 2010 и 2011 – по 5%. В 2013, как и в прошлом году – только 3,5%. Из чего можно сделать вывод, что из всех факторов наибольший вклад «внес» только самый простой – календарный.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в апреле 2013 снизились по сравнению с мартом на 3,5%. По сравнению с апрелем 2012 рост номинальных расходов составил 16%, обогнав инфляцию более чем на 8 процентных пунктов (в два раза).
За пять лет (с апреля 2008) номинальный рост расходов составил 135% (2,35 раза); реальный – более 50% (1,5 раза). Половина реального роста повседневного потребления объясняется увеличением физических объемов домашнего потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса. Вторая половина – изменением структуры потребления в сторону увеличения весов более дорогих (и воспринимаемых как более «качественные») продуктов и товаров.
Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – апрель 2013
100% = январь 2008 года
Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, апрель 2013
В Москве повседневные расходы в апреле 2013 снизились на 4% по сравнению с мартом. А по сравнению с апрелем прошлого года рост повседневных расходов составил 20%. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию) получились впечатляющие 12% роста за год.
В Петербурге, напротив, в апреле текущего расходы не снизились по сравнению с мартом. А по сравнению с апрелем прошлого года выросли только на 15% (реальные – на 7%). Снижение потребительской активности в городе на Неве отмечалось в течение 1,5 лет и лишь дважды за весь этот период эта тенденция прерывалась - в октябре и в декабре 2012 года. Но в январе 2013 снижение к декабрю оказалось более сильным, чем в других городах – минус 26%. Более того, абсолютное значение января 2013 оказалось на 9% ниже показателя 2012 года. Это означает, что в Северной столице произошло снижение реальных потребительских расходов в январе - феврале 2013 (по сравнению с январем - февралем 2012) более чем на 15%. Апрель же текущего года, пусть и незначительно, но все же компенсировал предыдущую негативную динамику повседневного потребления петербуржцев.
В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в апреле 2013 снизились по сравнению с мартом почти на 10%. И по сравнению с апрелем 2012 года они выросли только на 12%, но все же в 1,5 раза обогнали инфляцию. И реальный рост повседневного потребления составил более 4%.
А вот в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы в апреле 2013 выросли и по сравнению мартом (на 5,3%), и относительно апреля прошлого года (на 20%).
В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей апрельские расходы выросли на 2,4% по сравнению с мартом этого года, и на 6,5% по сравнению с апрелем 2012. В целом можно отметить, что на протяжении последних полутора лет повседневные расходы в городах среднего размера отличаются довольно высокой стабильностью. В отличие от Москвы и «миллионников» в них не наблюдается выраженных спадов в мае – августе, но и пиков роста в ноябре – декабре и марте – тоже не происходит.
Расходы наименее обеспеченных горожан в апреле 2013 снизились на 1,5% по сравнению с мартом. По сравнению с апрелем 2012 они выросли на 16%. А за пять лет – в 2,2 раза. Примерно на 45% в реальном выражении.
В средней доходной группе расходы в апреле 2013 снизились на 2% к марту. А по сравнению с апрелем прошлого года выросли только на 11% (примерно на 4% в реальном выражении). За пять лет рост расходов в этой группе составил 2,05 раза. 38% в реальном выражении.
В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в апреле снизились относительно марта на 4,5%. К апрелю прошлого выросли только на 8% (реального роста нет – только инфляционный). За пять лет рост повседневных расходов в этой группе составил 2,45 раза. 64% в реальном выражении.
В структуре распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса в апреле произошли существенные изменения. С 66% до 57% снизилась доля продуктов питания, и с 34 до 43% выросла доля непродовольственных товаров.
С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что потребление продуктов питания в апреле (по сравнению с мартом) снизилось на 16,7% в номинальном выражении. Таким образом, влияние Великого Поста и сезонного спада потребления налицо. Кстати, согласно результатам других исследований Ромир, около 15% россиян в той или иной степени соблюдали пищевые ограничения, связанные с Великим Постом. Т.е. данные потребительской панели еще раз подтвердили заявления респондентов.
Зато на 22% выросло потребление непродовольственных товаров повседневного спроса, что свидетельствует о начале традиционной подготовки к «дачно-ремонтному» сезону.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81