Ромир продолжает публиковать результаты исследования об обеспечении городского населения страны автотранспортом и планах по его обновлению. Итак, каждый восьмой горожанин высказал твердое намерение обновить автомобиль в течение ближайшего года. И еще чуть более трети также серьезно об этом задумываются. При этом более половины потенциальных покупателей готовы потратить на покупку автомобиля от 300 до 800 тысяч рублей. Средняя стоимость по выборке, таким образом, достигает 500 тысяч рублей. Причем почти половина потенциальных покупателей авто готовы оплатить покупку единовременно и наличными.
Напомним, что почти 13% участников опроса заявили, что намерены в течение ближайшего года купить автомобиль. И еще 36% начинают об этом задумываться. В ходе опроса респонденты рассказали, сколько денег они намерены потратить на покупку автомобиля и какими средствами они намерены расплатиться.
Итак, четверть участников исследования намерены приобрести автомобиль стоимостью менее 300 тыс. рублей. На первичном рынке выбор таких автомобилей не велик. Менее 10% новых автомобилей, проданных в 2012 году, стоили менее 10 тыс. дол. США. Так что этой группе покупателей, скорее всего, придется довольствоваться автомобилями с пробегом. Среди граждан с низким уровнем дохода на эту ценовую нишу ориентируются 65% потенциальных покупателей автомобилей.
Более трети участников исследования планируют потратить на приобретение автомобиля от 300 до 500 тыс. рублей. Этот сегмент уже охватывает как покупателей новых «бюджетных» моделей, так и довольно широкий спектр автомобилей с пробегом, начиная от «трехлеток» в хорошем состоянии нижнего среднего сегмента и заканчивая довольно престижными моделями, но с большим пробегом и в зрелом возрасте.
Не следует думать, что этот сегмент привлекает только покупателей с относительно низким уровнем доходов. 41% представителей средней доходной группы собираются выбирать себе автомобиль из этой ценовой группы. И 31% (почти треть) из группы покупателей с высокими доходами также указали такой вариант ответа. А предложение в этой ценовой группе составило менее четверти от объема совокупного предложения на первичном рынке в 2012 году. Именно этот факт эксперты Ромир имели в виду, говоря о несоответствии структуры спроса и предложения на рынке новых автомобилей.
Чуть менее четверти потенциальных покупателей автомобилей ориентируются на ценовой диапазон 500-800 тыс. рублей. Предложение же (только на первичном рынке) в этом ценовом сегменте превышает 40% от общего числа новых автомобилей, проданных в 2012 году. Так что этим покупателям будет из чего выбирать. На этот ценовой уровень ориентируются 22-27% семей со средними и высокими доходами, и лишь 4,5% - с низкими семейными доходами, что, конечно, не удивительно.
Диаграмма 1.
Источник: исследовательский холдинг Ромир, городское население России, май 2013
Каждый девятый (11%) потребитель ориентирован на покупку автомобиля за «примерно миллион» (800 тысяч – 1,2 мл.) рублей. В высокодоходной группе доля составляет 18%, в среднеобеспеченной – 7%, невысокого достатка – 2,5%. При этом предложение в этом сегменте составляет 20%. Очевидно, производители ориентируются на наиболее обеспеченную часть российских потребителей, но сильно переоценивают их количество и потребительскую активность.
Лишь 4% участников исследования готовы приобрести автомобиль за 1,2-1,5 млн. рублей. И лишь 2% - дороже 1,5 млн. рублей. В то же самое время в структуре предложения новых автомобилей около 10% приходится именно на автомобили стоимостью более 1,5 млн. руб. Спрос на дорогие автомобили локализован в группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов. Но даже среди них заплатить за автомобиль до 1,5 млн. рублей согласны 7%, дороже 1,5 млн. – 3,5% участников опроса.
Средняя взвешенная «ожидаемая» цена автомобиля, который участники исследования собираются приобрести в течение года, составила 590 тыс. руб. (это с учетом дорогих авто, без них – 500 тыс. Руб.). Средняя же фактическая цена нового автомобиля, приобретенного в 2012 году, составила (по данным АЕБ) более 710 тыс. руб.
Объясняется эта разница, как минимум, двумя факторами. Во-первых, официальная статистика рассчитывает стоимость среднестатистического нового автомобиля, тогда как участники опроса называли цену, которую они готовы заплатить за новую для их семьи машину, не всегда имея в виду новый автомобиль, т.е. без пробега.
А второй фактор – психологический. Исследователи за годы наблюдений за потребительским поведением россиян отметили, что наши соотечественники зачастую тратят больше, чем заявленный доход. Дело в том, что очень часто, определяя свой доход, россияне рассматривают только официальную зарплату, не учитывая другие источники дохода. Поэтому и тратят, особенно на крупных покупках, больше запланированного.
Потенциальный объем российского рынка легковых автомобилей, по нашим расчетам экспертов Ромир, составляет 8-10 млн. шт. (первичный и вторичный рынок) на общую сумму в 4,5-5,5 трлн. рублей. Что как минимум в 1,5 раза превышает стоимостной объем, достигнутый в 2012 году.
Чуть менее половины участников исследования (46%) планируют осуществить приобретение автомобиля для своей семьи за наличные, не прибегая к кредиту или рассрочке платежа. Интересно, что такой способ платежа привлекает 52% мужчин и только 39% женщин. С ростом уровня заявленного дохода доля тех, кто не нуждается в кредите или рассрочке, возрастает с 35% до 42% и 53% в различных доходных группах соответственно.
Чуть более четверти (27%) респондентов планируют взять кредит на покупку авто. Здесь различий между мужчинами и женщинами не выявлено. Кредит в большей степени интересует представителей средней доходной группы (33%), чем обеспеченных (23%) и менее обеспеченных граждан (17%).
Каждый седьмой респондент (14%) завил, что при покупке автомобиля хотел бы оформить рассрочку платежа. Такой способ больше интересует женщин (16% против 11% у мужчин), представителей старшей возрастной группы (21%).
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru