Результаты последнего исследования Ромир показывают, что городская Россия обеспечена автомобилями более чем на 70%. Причем четверть семей имеет два автомобиля и более. При этом потенциал спроса на автомобили в России остается еще очень высоким. Так, в каждой восьмой семье серьезно задумываются о смене автомобиля в течение ближайшего года. При этом не всегда подразумевается новая иномарка, тем более дорогая. Возможно, производителям и дилерам следует задуматься над оптимизацией структуры предложения.
По данным официальной статистики (ГИБДД, Росстат) около половины российских семей/домохозяйств имеют в собственности хотя бы один автомобиль. Половина российских семей автомобилей не имеют. По данным опроса, проведенного исследовательским холдингом Ромир среди городского населения в мае текущего года, 73% респондентов имеют в своих семьях, по крайней мере, один автомобиль. И 27% семей не имеют автомобилей.
На наличие/отсутствие автомобиля в семье значимым образом влияют два фактора: семейное положение и уровень материального дохода. Причем, семейное положение оказывает существенно более значимое влияние, чем доход. Так, среди холостых и особенно разведенных горожан значительно меньше автовладельцев, чем среди тех, кто живет в законном или гражданском браке.
Среди всей совокупности горожан-автолюбителей три четверти владеют одним автомобилем, а в каждой четвертой семье имеет две машины. Причем на факт владения двумя автомобилями влияет в основном уровень материального обеспечения семьи. Среди семей с высоким уровнем дохода двумя автомобилями владеют 30% домохозяйств, а среди автовладельцев с невысокими доходами второй автомобиль имеют только 5% семей.
Треть респондентов владеют «новым» автомобилем (до 3-х лет). В этой группе преобладают автомобили иностранного производства – 25% против 8% отечественного (см. диаграмму 1).
Таким образом, по оценкам Ромир, во владении у ядра целевой аудитории (а именно на эту группу было направлено наше исследование) находится около 5,5-6 млн. новых автомобилей. Что составляет около 85% от совокупных продаж новых легковых автомобилей за последние три года.
Более четверти семей владеют автомобилем, выпущенным 3-5 лет назад. В этой группе также преобладают (75%) иностранные автомобили. Менее 20% домохозяйств имеют автомобиль, выпущенный более 10 лет назад. Вот в этой группе владельцев иностранных и отечественных авто почти поровну.
В целом среди участников опроса Ромир 36% (чуть более трети) владеют автомобилями российского производства и 75% (три четверти) – иностранными. Сумма превышает 100%, т.к. в одной семье может быть два автомобиля, один из которых – иностранный, а другой – отечественный. По данным Ромир, таких семей около 10-12 % от общего числа горожан-автовладельцев.
.
Диаграмма 1.
Источник: Холдинг Ромир, май 2013
Как уже отмечалось выше, возраст и «гражданство» авто напрямую зависят от уровня дохода семьи. Так среди респондентов с низким уровнем дохода 60% владеют отечественным автомобилем и только 40% - иностранным. А среди семей с высоким уровнем дохода 23% имеют отечественный автомобиль (более половины в качестве второго) и 92% - автомобиль иностранного производства.
Такая же ситуация с возрастом автомобиля. Только 10% семей с низким доходом имеют автомобиль моложе трех лет. Среди семей с высоким уровнем достатка таких 40%. И наоборот, автомобилем старше 6 лет владеют 72% семей невысокого достатка и только 42% семей с высоким уровнем дохода.
На момент проведения опроса (май 2013) каждый восьмой участник (13%) выразил намерение приобрести новый (для своей семьи) автомобиль в течение ближайшего года. Это позволяет оценить потенциальный спрос на уровне около 4 млн. шт. Удовлетворить такой спрос первичный рынок не в состоянии. Ведь по прогнозам Комитета автопроизводителей АЕБ (объединяющего крупнейших производителей и автодилеров) в 2013 году на российском рынке будет реализовано не более 3 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
А ведь еще более трети участников опроса завили, что приобретение нового автомобиля в семью в течение ближайшего года «скорее возможно». Даже если предположить, что «скорее возможно» превратится в реальную покупку только в одном случае из трех, это уже удвоит потенциал рынка автомобилей в России до 8 млн. шт. в год. А эта цифра превышает экспертную оценку совокупной (и новых и с пробегом) емкости рынка автомобилей в России в 2012 году как минимум на 10%. И в эту оценку не входят не принимавшие участия в исследования россияне, проживающие небольших городах в сельской местности, со стороны которых также возможен дополнительный спрос на автомобили (скорее всего – с пробегом), пусть и не такой значительный, как со стороны основной группы потребителей.
Так что не о каком насыщении рынка (о чем так полюбили говорить производители и дилеры уже с конца 2011 года) со стороны спроса речи не идет. Возможно, производителям следует серьезно задуматься о структуре предложения, учитывающего профиль основной группы потребителей. И пересмотреть свою сбытовую политику. С точки зрения спроса российский рынок способен ежегодно «поглощать» 3-3,5 млн. новых легковых автомобилей в год.
О том, какие автомобили хотели бы приобрести россияне и сколько намерены потратить на эту покупку, читайте в следующих релизах Ромир.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81,