Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

ИПА: сезонное снижение началось по графику

Май текущего года не преподнес никаких сюрпризов в вопросах потребительских расходов жителей российских городов. Сезонный спад, обычно начинающийся уже в апреле, закрепляет свои позиции и в мае. Такую картину мы наблюдаем из года в год, с той лишь разницей, что в какие-то годы этот спад заметнее, а в другие годы почти неощутим. Итак, повседневные расходы в мае этого года номинально снизились на 4,5% по сравнению с апрелем. Причем, потребление продуктов питания снизилось на 16,5%, а непродовольственных товаров выросло на 22%. При этом по сравнению с маем 2012 потребление увеличились на 15%. Таким образом, реальные потребительские расходы (с поправкой на инфляцию) за год выросли более чем на 7%. В Петербурге и «миллионниках» реальное потребление снизилось на 3%, а в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей немного выросло по отношению к апрелю и резко - на 33% по сравнению с маем прошлого года. За пять лет номинальный рост расходов составил 112% (2,1 раза); реальный – около 35-40%.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, индекс повседневных покупок в мае 2013 снизился по сравнению с апрелем на 4,5%, а по сравнению с мартом на 8%.

Впрочем, в такой динамике повседневного потребления нет ничего необычного. Примерно такую же картину мы наблюдали и в прошлом году. И два, и три года назад. И лишь в 2009 году сезонное снижение было намного менее выраженным. Но тогда помимо сезонных факторов на поведение потребителей мощное влияние оказывал экономический кризис, сопровождавшийся высокой инфляцией на потребительском рынке, усугубленной снижением курса национальной валюты к доллару США на 30% в начале того года.

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – май 2013

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – май 2013

100% = январь 2008 года

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, май 2013

 

О «штатном» характере развития ситуации на рынке повседневных потребительских расходов свидетельствует и тот факт, что по сравнению с маем прошлого года повседневные расходы в мае текущего года выросли на уже привычные 15%. И вновь в два раза обогнали рост потребительских цен за последние 12 месяцев. Тренд двукратного превышения темпов роста повседневных расходов над темпами роста цен мы наблюдаем с сентября прошлого года. Т.е. уже на протяжении трех кварталов подряд.

За пять лет (с мая 2008) номинальный рост расходов составил 112% (2,1 раза); реальный – около 35-40%. Половина реального роста повседневного потребления объясняется увеличением физических объемов домашнего потребления продуктов питания и товаров повседневного спроса. Вторая половина – изменением структуры потребления в сторону увеличения весов более дорогих (и воспринимаемых как более «качественные») продуктов и товаров.

Особенно хорошо нынешний май смотрится на фоне мая 2012 года, когда в номинальном выражении рост составил только 6%. Ровно, как и инфляция. Т.е. реального роста повседневного потребления не наблюдалось.

В Москве повседневные расходы в мае 2013 снизились на 8% по сравнению с апрелем и на 12% - с мартом. А по сравнению с маем прошлого года рост повседневных расходов составил 17,5%. В реальном выражении (с поправкой на инфляцию) – впечатляющие 10% роста за год.

В Петербурге в мае 2013 расходы снизились на 10% по сравнению с апрелем. Но в апреле они не снижались по отношению к марту. По сравнению же с маем прошлого года повседневные расходы выросли только на 4% в номинальном выражении. Т.е. в реальном выражении они снизились примерно на 3%. Снижение потребительской активности в городе на Неве отмечается уже в течение 1,5 лет, и лишь дважды за весь этот период эта тенденция прерывалась. В октябре и в декабре 2012 года. Но в январе 2013 снижение к декабрю оказалось более сильным, чем в других городах – минус 26%. Более того, абсолютное значение января 2013 оказалось на 9% ниже аналогичного показателя 2012 года. Это означает, что в городе на Неве произошло снижение реальных потребительских расходов в январе - феврале и мае 2013 по сравнению с январем - февралем и маем 2012.

В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в мае снизились на 7% к апрелю и на 16% по сравнению с мартом. По сравнению с маем 2012 года они выросли только на 4%. В реальном выражении – снизились на 3%.

А вот в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей, напротив, повседневные расходы в мае 2013 выросли и по сравнению с апрелем на 2,5%, и по сравнению с мартом - на 8%. По сравнению с маем прошлого года расходы в этих городах выросли на впечатляющие 33%, обогнав инфляцию потребительского рынка более чем в 4 раза.

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей апрельские расходы выросли на 2,4% по сравнению с мартом этого года, а майские еще на 1%. По сравнению с маем 2012 расходы выросли на 9%, обогнав инфляцию на символические 1,5%. Вообще можно отметить, что на протяжении последних 1,5 лет повседневные расходы в городах среднего размера отличаются довольно высокой стабильностью. В отличие от Москвы и городов-«миллионников» в них не наблюдается выраженных спадов в мае-августе, но и пиков роста в ноябре-декабре и марте тоже нет.

Расходы наименее обеспеченных горожан в мае 2013 снизились на 2,5% по сравнению с апрелем и на 4% мартом. По сравнению с маем 2012 они выросли на 14%, а за пять лет – в 1,9 раза. Примерно на 25% в реальном выражении.

В средней доходной группе расходы в апреле 2013 снизились на 2% к марту, а в мае еще на 6% к апрелю. По сравнению с маем прошлого года расходы среднеобеспеченных горожан выросли только на 12% (примерно на 4,5% в реальном выражении). За пять лет рост расходов в этой группе составил ровно два раза - 32% в реальном выражении.

В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в апреле снизились относительно марта на 4,5%. И еще на 4% в мае. К маю прошлого года они выросли сразу на 23%, компенсировав отставание, отмеченное в апреле. За пять лет рост повседневных расходов в этой группе составил 2,15 раза - 40% в реальном выражении.

В структуре распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса в апреле произошли существенные изменения. С 66% до 57% снизилась доля продуктов питания, и с 34 до 43% выросла доля непродовольственных товаров. В мае это распределение сохранилось: 55% - продукты питания и 45% - непродовольственные товары повседневного спроса.

С учетом небольших подвижек в структуре потребления можно говорить о снижении объемов потребления продуктов питания в мае по сравнению с апрелем на 8%. Здесь сказался фактор сезонного снижения цен на овощи и фрукты. И о сохранении уровня расходов на непродовольственные товары на уровне апрельских показателей. В этом помогло начало дачного сезона и наметившееся оживление на рынке домашнего ремонта и строительства.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены