В сентябре 2013 года повседневные потребительские расходы выросли на 4% по сравнению с августом и на 15% по сравнению с сентябрем 2012 года. Рост произошел благодаря резкому (более чем в 1,5 раза) увеличению расходов на непродовольственные товары повседневного спроса. В то время как расходы на покупку продуктов питания снизились на 10% в номинальном выражении. Эта тенденция перераспределения долей продовольственных и непродовольственных товаров в корзине россиян наблюдается уже полгода. Однако исследователи не торопились делать окончательные выводы о намечающемся тренде, списывая его на традиционную сезонность. Однако и с приходом осени картина не изменилась – горожане продолжают меньше тратить на продукты питания и больше на непродовольственные товары. Как минимум в среднесрочной перспективе тренд можно считать состоявшимся.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, Индекс повседневных покупок в сентябре 2013 года вырос на 4% по сравнению с августом этого же года и составил 265 пунктов. Это вполне типичный рост для первого месяца осени. В предыдущие годы сентябрь также показывал 3-6% роста к августу, хотя бывало и обратное. В 2011 году сентябрьские значения индекса оказались на 1,5% ниже августовских, а в 2009 – даже на 3% ниже.
По сравнению с сентябрем 2012 года Индекс повседневных покупок вырос на 15% в номинальном выражении и на 7-8% с поправкой на инфляцию потребительского рынка. Это также соответствует тренду, наблюдаемому Ромир с сентября прошлого года. Как говорится, тишь да благодать, если бы не один важный нюанс.
Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – сентябрь 2013
100% = январь 2008 года
Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, сентябрь 2013
Доля продуктов питания в повседневных расходах (без учета оплаты услуг и крупных покупок) в сентябре 2013 снизилась (по сравнению с сентябрем 2012) более чем на 10 процентных пунктов - до 54%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса, соответственно, возросла в 1,5 раза - до 46%.
С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что в сентябре 2013 по сравнению с сентябрем 2012 покупки продуктов питания снизились примерно на 10%, а покупки непродовольственных товаров выросли более чем в 1,5 раза.
Однократное изменение пропорций распределения повседневных расходов между продовольственными и непродовольственными товарами отмечалось нами и ранее. Обычно это случалось в августе или сентябре (в период подготовки к новому учебному году) и в декабре – перед новогодними праздниками. Но затем ситуация возвращалась к привычным значениям: 30-35% - непродовольственные товары и 65-70% - продукты питания.
Однако та тенденция, что мы наблюдаем сегодня – пропорция 45% на непродовольственные товары и 55% на продукты питания - держится уже полгода и вышла за рамки ситуационных и даже сезонных колебаний. В целом за лето 2013 года расходы на приобретение продуктов питания практически не изменились (в номинальном выражении) по сравнению с летом 2012. А в реальном выражении снизились на 5-6%. Зато расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 30% в номинальном и более чем на 20% в реальном выражении.
Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о формировании нового среднесрочного тренда. Его характеристиками являются: снижение расходов на покупку продуктов питания для дома и значительный рост расходов на покупку непродовольственных товаров.
За счет чего сокращаются расходы на приобретение продуктов питания для дома? Прежде всего, за счет переключения на более «экономичные» продукты. Потребители стали более внимательно и благосклонно относиться к разного рода «спец-предложениям» и «бонусам» от торговых сетей. Это подтверждается и данными опросов и информацией из скан-панели Ромир.
В течение месяца они посещают (и делают покупки) в большем количестве торговых точек, чем ранее, выбирая в каждой наиболее интересные (по цене) предложения и стараясь не слишком сильно поддаваться соблазну импульсных покупок. Во-вторых, имеет место небольшое (на несколько процентов по каждой категории) сокращение потребления различных продуктов в натуральном выражении. Возможно, отчасти это компенсируется ростом внедомашнего потребления.
А какие же непродовольственные категории растут? Практически все, но особенно ощутимо – мелкая бытовая техника и товары для дома, строительства и ремонта. Первое время исследователи Ромир полагали, что наблюдают весенне-летний сезонный феномен увеличения расходов на товары для дома (дачи). Но когда тенденция продолжилась и в августе-сентябре, стало понятно, что речь идет о как минимум среднесрочном тренде.
Холодный и дождливый сентябрь в Москве быстро положил конец сезонному снижению потребительской активности. Повседневные расходы в сентябре выросли по сравнению с августом на 6,4%, а за год – на 9%. Здесь будет уместно напомнить, что сезонное снижение активности в Москве в этом году произошло с задержкой - только в июле, а не в мае-июне, как в других крупных городах страны.
В Петербурге в сентябре 2013 индекс повседневных расходов вырос на 6,7% к августу и на 14% к сентябрю прошлого года. Это произошло после резкого (на 10%) снижения в мае, восстановительного роста в июне-июле (на 7,5%) и снижения (на 2%) в августе 2013. Наконец-то рост повседневных расходов в Северной столице в годовом выражении заметно (в два раза) превысил показатели инфляции. Теперь, наверное, уже можно говорить о прекращении стагнации потребительского рынка в Петербурге, которую Ромир наблюдал с весны прошлого года.
В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в августе снизились на 1% по сравнению с июлем. Но, в июле они выросли по сравнению с июнем сразу на 14,7%, с лихвой компенсировав предыдущее трехмесячное снижение. В сентябре 2012 по сравнению с августом расходы выросли на 3%, а по сравнению с сентябрем 2012 – на 14,4%, обогнав инфляцию потребительского рынка более чем в два раза.
В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы в сентябре выросли только на 3% по сравнению с августом. Зато по сравнению с сентябрем 2012 – сразу на 27%, обогнав инфляцию потребительского рынка более чем в четыре раза. В реальном выражении рост расходов составил около 20%. Впрочем, стоит отметить, что сентябрь прошлого года в городах этого типа оказался провальным – снижение индекса к августу того же года на 5%, рост к сентябрю 2011 – менее чем на 6%. Так что здесь имел место еще и эффект «низкой базы».
В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей в сентябре повседневные расходы выросли на 3,3% по сравнению с августом, а в августе – на 2,5% по сравнению с июлем. За год с сентября 2012 они выросли на 7,5%, обогнав инфляцию на символический 1 процентный пункт.
Расходы наименее обеспеченных горожан в сентябре снизились на 4% по сравнению с августом, когда она показывали впечатляющие 11% роста по сравнению с июлем. Таким образом, в сентябре они вернулись к значениям марта этого года. А в апреле, мае и июне они испытали значительное сезонное снижение. За год расходы на повседневное потребление в этой группе выросли в среднем на 15,5%, обогнав инфляцию потребительского рынка в два с лишним раза. А за пять лет рост номинальных расходов в этой группе составил 92%. С поправкой на инфляцию это дает около 25-28% роста в реальном выражении.
В средней доходной группе расходы в сентябре, напротив, выросли по сравнению с августом на 5% и вернулись на уровень июля. В августе они снижались на 4%. Правда, в июле был рост сразу на 23%. По сравнению с сентябрем 2012 года расходы среднеобеспеченных горожан выросли на 14,5%, обогнав инфляцию потребительского рынка в два раза. А вот за пять лет (с сентября 2008) рост расходов в этой группе составил ровно 100% (два раза) в номинальном или около 30-33% в реальном выражении.
В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов повседневные расходы в августе, напомним, прекратили снижение и даже выросли, правда, только на 1,5% к июлю. Зато в сентябре они выросли на 5,3% к августу и на 14% сентябрю прошлого года. За пять лет рост повседневных расходов в этой группе составил 87% в номинальном выражении и около 22-25% с поправкой на инфляцию.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81