Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

ИПА: «Тощий» Дед Мороз

Повседневные расходы россиян в декабре 2013 выросли на привычные для последнего месяца года 20% по сравнению с ноябрем того же года. А вот по сравнению с декабрем 2012 они не изменились даже в номинальном выражении. Т.е. с учетом инфляции реальные расходы снизились на 5%. И такую картину Ромир наблюдает уже три месяца подряд. При этом наблюдается существенное снижение потребления продуктов питания и существенный рост покупок непродовольственных товаров повседневного спроса. Наиболее «тоскливая» ситуация с повседневными расходами в декабре 2013 наблюдалась в Москве и в группе потребителей со средним уровнем доходов.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, Индекс потребительской активности россиян в декабре 2013 года вырос на 20% по сравнению с ноябрем этого же года. И это совершенно нормальный показатель. Аналогичный рост в декабре к ноябрю наблюдался и в 2012, и в 2010, и в 2008 гг. А в 2009 и 2011 гг. декабрьский рост был даже ниже – в пределах 15%. Тревожит другое. По сравнению с декабрем 2012 номинальные повседневные расходы выросли менее чем на 1%. А с учетом инфляции потребительского рынка в 6-6,5% (по данным Росстата) мы можем говорить о снижении реального потребления более чем на 5%. Такая картина наблюдалась в ноябре и октябре 2013.

Таким образом, на протяжении всего четвертого квартала (т.е. три месяца подряд) мы имеем дело со стагнацией номинальных и снижением реальных повседневных расходов россиян. Такая ситуация наблюдается впервые за весь период наблюдений Ромир с 2008 года.

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – декабрь 2013

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – декабрь 2013

100% = январь 2008 года

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, декабрь 2013

 

А ведь еще в 3 квартале прошлого года номинальные темпы роста были на уровне 15-16% в годовом выражении, а реальные (с поправкой на инфляцию) показывали около 8% роста. В первом полугодии 2013 квартальные темпы роста фиксировались на уровне 13-14%. В 4 квартале 2012 года номинальный темп роста повседневных расходов составил 16% по сравнению с 4 кварталом 2011.

К большому сожалению мы должны констатировать, что снижение потребительской активности, наблюдаемое на других рынках с начала – середины 2013 года, к концу года докатилось и до рынков товаров повседневного спроса. А продуктовые рынки вообще ушли в глубокий минус. И если в октябре – ноябре у нас еще были некоторые сомнения, а вернее, надежда на временный и случайный характер произошедшего «сбоя», то сегодня мы должны зафиксировать развертывание как минимум среднесрочного негативного тренда на рынке товаров повседневного спроса.

Единственным, хотя и довольно слабым, утешением может служить тот факт, что стагнация эта происходит на довольно высоком накопленном уровне. Так, повседневные расходы декабря 2013 все же на 20% выше расходов в декабре 2011. По сравнению с декабрем 2010 расходы выросли в номинальном выражении почти на 30%, а с поправкой на инфляцию – примерно на 5%. А за пять лет, с кризисного декабря 2008 повседневные расходы увеличились номинально на 85% (почти в два раза), обогнав инфляцию потребительского рынка более чем на 20%.

В Москве повседневные расходы в декабре 2013 выросли на 25% по сравнению с ноябрем 2013 и сократились на 3% к уровню декабря 2012. С учетом инфляции реальные расходы сократились за год на 9%. Однако уже в разрезе двух лет мы видим номинальный рост на 19%, что с поправкой на инфляцию дает реальный рост на 5%. За три года в столице наблюдается рост на 25% по номиналу и лишь на 2% в реальном выражении. А за пятилетку номинальный рост составил всего лишь 53% (1,5 раза), при реальном росте около 5%.

Зато в Петербурге повседневные расходы не только выросли на 22% по сравнению с ноябрем, но и превысили значение декабря 2012 года. Причем превысили на солидные 8%, обогнав, пусть и ненамного, инфляцию потребительского рынка. Т.е. в северной столице можно говорить о небольшом росте повседневного потребления в реальном выражении. За два года номинальный рост в Петербурге составил 22% (на 7% выше инфляции). За три года – только на 15%. А вот за пять лет на 105% (более чем в два раза), что дает в реальном выражении рост на впечатляющие 40%.

В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в декабре 2013 выросли на 19% по сравнению с ноябрем и на 1,5% по сравнению с декабрем 2012 года. На 18% за два года, на 27% за три года  и на 100% (в два раза) за пять лет.

В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы в декабре выросли на 18% по сравнению с ноябрем и на 5,5% (практически на уровне инфляции) по отношению к декабрю 2012. За два года в городах этого типа повседневное декабрьское потребление выросло на 30% (в два раза обогнав инфляцию). За три года – на 40%. За пять лет – на 116%, что даже с поправкой на инфляцию дает рост реального потребления в 1,5 раза.

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей повседневные расходы декабря превысили показатель ноября всего на 8%. Зато по сравнению с декабрем 2012 они выросли на 6%. Надо заметить, что в городах этого типа и летние спады, и декабрьские пики потребительской активности выражены намного менее интенсивно, чем в крупных городах и столицах.

У потребителей с уровнем дохода «ниже среднего» повседневное потребление в декабре выросло по сравнению с ноябрем на 19%. По сравнению с декабрем 2012 года номинальный рост расходов составил 4%. С поправкой на инфляцию можно говорить о снижении реального повседневного потребления на 2-2,5 %. За два года номинальный рост расходов в этой группе составил 20%, реальный – около 6%. За три года – 35% роста расходов номинально и около 10% с поправкой на инфляцию. За пять лет декабрьские расходы выросли на 88%, что дает 28% роста с поправкой на инфляцию.

Существенно хуже обстоят дела у группы потребителей, обладающих средними доходами. Не смотря на 20%-ный рост в декабре (к ноябрю) повседневные расходы в этой группе за год снизились на 6% в номинальном выражении и почти на 12% с учетом инфляции. По сравнению с декабрем 2011 повседневные расходы у этой группы потребителей возросли в декабре 2013 всего на 12%, что ниже показателя инфляции за два года. За три года номинальный рост расходов составил 21%, что также ниже показателя трехлетней инфляции. По сравнению с декабрем 2008 в декабре 2013 повседневные расходы «среднеобеспеченных» выросли только на 66%. С поправкой на инфляцию это дает всего лишь 13% реального роста за пять лет.

Столь скверная динамика повседневного потребления в этой социальной (доходной) группе объясняется соответствующей динамикой доходов. В отличие от доходов малообеспеченных групп (бюджетники, пенсионеры) они не попадают под индексацию. И в отличие от доходов высокообеспеченных групп (бизнесмены, топ-менеджеры, коррупционеры) они не могут увеличиваться «по собственной воле». С другой стороны такая динамика доходов и расходов среднеобеспеченных россиян хорошо объясняет их негативное настроение и критический настрой к происходящему в стране, которые мы можем наблюдать на протяжении двух последних лет (с осени 2011 года).

У потребителей с доходами «выше среднего» повседневное потребление в декабре выросло на 21% по сравнению с ноябрем. По сравнению с декабрем 2012 номинальный рост составил 3%, а скорректированный на инфляцию – минус 3-3,5%. За два года повседневные расходы в этой группе выросли на 20% (6% в реальном выражении). За три года – на 19% (минус 2,5% реального роста). За пять лет – на 61% в номинальном и на 10% в реальном выражении.

Впрочем, надо заметить, что уже в декабре 2008 года (как и пятью годами ранее) уровень повседневного потребления обеспеченных семей был весьма высок, и предпосылок к его дальнейшему быстрому росту уже не было. Эта группа и так себя в повседневных расходах не ограничивала.

Анализ потребительских итогов 2013 года показывает, что восстановление потребительского оптимизма должно рассматриваться в качестве одной из самых приоритетных задач внутренней экономической политики. Поскольку особых надежд на внешние рынки у России в ближайшие пару лет нет, иного источника для возобновления экономического роста с темпом хотя бы в 3-4%, кроме внутреннего потребительского рынка у нашей страны тоже нет.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены