В январе 2014 года Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) снизился до 723 пунктов, что на 7,5% меньше значений декабрям 2013. Казалось бы, традиционный спад после новогодних праздников. Однако значение Индекса оказалось на 3% меньше показателя января 2013. Таким образом, уже третий месяц подряд мы вынуждены констатировать снижение индекса в годовом выражении. За шесть лет (с января 2008) Индекс КсМ вырос на 66%, что немного превышает официальную оценку инфляции потребительского рынка за этот период. В Москве Индекс снизился на 10% за год и вернулся к значениям 2010 года. В других крупных городах в среднем значение Индекса за год не изменилось, а за 6 лет он вырос на 75%, обогнав инфляцию потребительского рынка. В прошедшем январе Индекс показал падение в основном за счет снижения потребления кофе и шоколада. Видимо, новогодние праздники были такими сладкими, что в начале года россияне решили сесть на безкофеиновую диету.
Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».
Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Деревья не растут до небес. К экономическим индексам это тоже относится. После пяти лет непрерывного роста (см. Диаграмму 1) индекс «Кофе с Молоком» начал снижаться. Первые тревожные звоночки прозвучали еще в июле и августе, но данные сентября и октября, казалось бы, вселяли надежду на возобновление роста. Однако ей не суждено было сбыться. В ноябре и декабре 2013, а теперь уже и в январе 2014 значения индекса КсМ оказались ниже показателей соответствующих месяцев предыдущего года.
В январе 2014 индекс КсМ снизился по сравнению с уровнем января 2013 на 3%. Поскольку индекс отражает потребительскую активность в отношении покупок нескольких товаров повседневного спроса далеко не первой необходимости, можно констатировать, что и эти рынки к концу 2013 года оказались во власти спада. Снижение потребительской активности продолжилось и в начале 2014 года.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – январь 2014
Данные: Romir Scan Panel, январь 2014
За два года (с января 2012) Индекс вырос всего на 3%, что более чем в четыре раза уступает официальным оценкам инфляции потребительского рынка за два года (по 6,5% в год). За четыре года (с января 2010) индекс КсМ вырос на 25%, что также ниже официальных оценок инфляции потребительского рынка (31%) за этот период.
А вот за шесть лет (с января 2008) индекс КсМ вырос на 66%, что немного выше официальных данных по инфляции потребительского рынка за эти годы (60%). Но если в 2008-2010 гг. Индекс рос темпами, опережающими показатели инфляции по потребительскому рынку в целом, а в 2011 и 2012 гг. примерно на уровне инфляции, то в 2013 году рост Индекса показал отрицательную динамику при инфляции около 6,5% в годовом выражении.
Снижение индекса КсМ в январе 2014 по сравнению с январем 2013 произошло благодаря снижению натурального объема покупок шоколада на 5%, при снижении средней реальной цены приобретения этого продукта на 8,5%. А также из-за снижения на 6,5% покупок кофе при снижении цены на него на 5%.
Снижение индекса было бы даже более значительным, если бы не рост цены на бутилированную воду на 34% при снижении натуральных объемов потребления этого продукта на 10% по сравнению уровнем января прошлого года. Цена приобретения молока выросла на 15% за год, а объем его покупок снизился на 13%. Так что вклад этого продукта в индекс практически не изменился.
Потребители с доходами выше среднего в январе 2014 резко сократили покупки шоколада и кофе. Возможно, у них еще не закончились запасы этих продуктов, приобретенные перед Новым годом. Потребители с доходом ниже среднего в два раза снизили покупку подорожавшей бутилированной воды.
В Москве Индекс КсМ в январе 2014 снизился на 15% по сравнению с декабрем 2013. До уровня в 778 пунктов. Это на 10% ниже значения января 2013 года и на 5% ниже значения января 2012. И даже на 3% ниже значения индекса в январе 2011. Фактически индекс КсМ в Москве вернулся на уровень января 2010, когда он составлял 765 пунктов. За шесть лет рост Индекса КсМ в Москве составил 48%, что ниже общей потребительской инфляции за этот период.
Основной вклад в снижение Индекса в Москве (в годовом выражении) внесло снижение объемов натурального потребления всех продуктов индекса, особенно молока (-26%) и воды (-18%). Снижение объемов потребления было лишь отчасти компенсировано ростом цен на воду (+22%) и молоко (+17%) при незначительном (на 3-5%) снижении средних реальных цен приобретения кофе и шоколада.
Особенно сильно натуральное потребление всех продуктов, кроме шоколада, сократили наиболее обеспеченные москвичи. Возможно, потому, что покупали эти продукты (опять-таки кроме шоколада) по существенно более высоким ценам, чем в декабре 2013 и январе прошлого года. Но также не исключено, что у них еще не закончились декабрьские запасы. В частности потребители из этой группы в декабре очень удачно закупили кофе – много и по «выгодной» цене. Но, скорее всего, действуют оба фактора одновременно.
В других крупных городах картина в целом намного более оптимистичная, чем в столице. В январе 2014 индекс КсМ снизился по сравнению с декабрем 2013 всего на 4,5% - до 702 пунктов. В точности такое же значение было зафиксировано и в январе 2013. За два года рост индекса составил 6,5%, что в два раза ниже показателя инфляции потребительского рынка. За четыре года рост индекса составил 40%, что уже заметно выше потребительской инфляции. А за шесть лет (с января 2008) рост индекса составил 75%, что существенно опережает рост индекса потребительских цен за эти годы по данным Росстата.
В крупных городах также имел место рост цены на воду (на 40%) и молоко (на 14%). Снизились цены на кофе (на 5%) и шоколад (на 10%). Но снижение натурального потребления продуктов, входящих в Индекс, было незначительным.
Высокообеспеченные потребители, проживающие в крупных городах, в январе 2014 платили существенно больше за кофе, но существенно меньше за молоко, чем в январе 2013. При этом они купили в два раза меньше шоколада и в три раза меньше кофе, чем в январе 2013. Зато объемы потребления молока выросли на 15%. Потребители со средними и невысокими доходами платили на 40% большую цену за воду. При этом в низкодоходной группе в два раза в натуральном выражении сократились покупки бутилированной воды.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Пресс-служба Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081