Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Половина россиян перешли в режим экономной оптимизации

Семь из десяти горожан отметили подорожание ряда товаров повседневного спроса в связи с выросшими в первом квартале курсами валют. В последовавшей реакции на повышение цен респонденты разделились на две группы.  Чуть меньше половины респондентов (40%) ответили, что в связи с повышением цен они никак не изменили своих покупательских привычек – покупают те же товары, что и раньше. В то время как больше половины участников опроса в ответ на подорожание некоторых товаров пытаются свои траты оптимизировать. Причем оптимизация в Москве и остальных городах страны имеет свои особенности. Москвичи, например, предпочитают обходить большее количество магазинов в поисках выгодной цены либо ищут более дешевую альтернативу привычным маркам и брендам. Жители же других российских городов предпочитают делать запасы определенных товаров, если находят их по выгодной цене. О реальной экономии, когда приходится отказываться от ряда товаров, заявил каждый десятый горожанин и каждый восьмой москвич.

В апреле исследовательский холдинг Ромир провел опрос жителей российских городов с населением от 100 тысяч человек и более. Одновременно аналогичный опрос был проведен среди москвичей. В обоих случаях было опрошено по 1000 респондентов в возрасте от 18 и старше. Вопросы, которые задавались в рамках этих опросов, касались повышения цен на товары повседневного спроса – ощутили этот рост респонденты или нет, и какова была их на то реакция.

Действительно, не заметить растущие цены было трудно. Отсюда и полученные результаты на заданный вопрос – 73% по России и 71% опрошенных в столице  ответили на него утвердительно. А вот реакция респондентов на подорожание ряда товаров была неоднозначной (см. Диаграмму 1). Более того, стили поведения москвичей и жителей других российских городов отличаются.

Итак, четверо из десяти участников опроса и в Москве, и других городах ответили, что никак не изменили своих покупательских привычек. Несмотря на выросшие цены, они продолжают покупать те же товары, в тех же объемах.

Тогда как больше половины респондентов, как показывают результаты исследования, стараются оптимизировать свои расходы. Так, четверть опрошенных среди жителей российских городов ответили, что пытаются делать запасы некоторых товаров, когда находят их по выгодной цене. Тогда как среди москвичей более популярна такая мера, как покупка альтернативных марок привычных товаров по более выгодной цене. Так поступают в последние месяцы 23% жителей столицы.

18% москвичей заявили, что стали в последнее время посещать большее количество магазинов в поисках более выгодной цены. Тогда как в регионах о такой манере оптимизации заявили только 4% респондентов. Объяснение такой разницы в ответах по этим двум пунктам кроется, видимо, в различиях торговой инфраструктуры, которая существует в Москве и регионах.

По другим вариантов ответов столь явных различий выявлено не было. Например, 18% жителей столицы признались, что начали покупать упаковки товаров большего объема по более выгодной цене. В целом по России таким образом ответили 16% опрошенных.

О непосредственной экономии в связи с растущими ценами заявили 15% горожан и 19% москвичей - они продолжают покупать привычные товары, но в меньших объемах. А вот отказываются от определенных категорий товаров в целях экономии 9% жителей российских городов и 13% москвичей.

Понятно, что подорожание товаров повседневного спроса ощутили в первую очередь небогатые семьи. Именно среди низкодоходников значимо выше доля тех, кто стал посещать большее количество магазинов  в поисках выгодных предложений. Они также значительно чаще заявляли о том, что в целях экономии им приходится сокращать объемы покупок.

Диаграмма 1. Изменился ли за последний месяц Ваш стиль покупок и потребительская корзина? В % от числа опрошенных. Возможно несколько вариантов ответа.

Изменился ли за последний месяц Ваш стиль покупок и потребительская корзина? В % от числа опрошенных. Возможно несколько вариантов ответа.

Источник данных: Ромир, общероссийский городской омнибус и московский городской омнибус, апрель 2014

Об оптимизации расходов на товары повседневного спроса говорят и данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Так, в 1 квартале 2014 года повседневные покупки в крупных  и средних городах нашей страны снизились на 1% в номинальном выражении по сравнению с 1 кварталом 2013 года. С учетом инфляции потребительского рынка, ускорившейся до 7% в годовом выражении, можно говорить о сокращении реальных расходов на 8%. При этом расходы на продукты питания снизились на 12-16% в номинальном стоимостном выражении, а расходы на непродовольственные товары повседневного спроса выросли на 25-30%.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены