Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Копить и преумножать

Не взирая на поток негативных экономических новостей, горожане надеются на рост своих доходов и продолжают делать сбережения

У 40% российских семей доходы за последние полгода выросли, причем у 7% - значительно. Сокращение доходов наблюдалось в каждой пятой семье (19%). Таким образом, доля семей с позитивной динамикой доходов, таким образом, превосходит долю семей с негативной динамикой в два раза. Еще лучше обстоят дела с прогнозами и ожиданиями респондентов. 68% опрошенных ожидают в ближайшие полгода роста доходов своих семей, причем 25% ожидают роста значительного. Только 10% участников исследования опасаются снижения доходов в своих семьях. Что же касается сбережений, то у 14% семей они увеличились за последние 6 месяцев, у 17% - уменьшились, а у 29% остались без изменений.  То есть в сравнении с аналогичными показателями двухлетней давности ситуация даже несколько улучшилась.

Первый квартал 2014 года оказался богат на неприятные экономические новости. И снижение темпов экономического роста практически до нуля, и снижение курса рубля к доллару и евро на 15%, и продолжившаяся чистка банковского сектора Центробанком, и ускорение темпов роста потребительской инфляции. Плюс к этому обострение международной обстановки, санкции и угрозы по отношению к российскому бизнесу. На этом фоне было бы вполне логично ожидать существенного снижения экономического оптимизма – настроений граждан, выражающихся, в частности, в оценках динамики своих доходов и сбережений и перспектив на будущее. Однако этого не произошло.

В апреле 2014 года исследовательский холдинг Ромир провел опрос городского населения России, в ходе которого респондентам был задан ряд вопросов относительно динамики их доходов и сбережений. Такие же вопросы задавались в начале 2012 года, когда экономика росла на 4,5-5% в годовом выражении, а номинальные доходы населения – на 13-15% в год, рубль был стабилен, а инфляция понемногу снижалась.

Прежде всего, участникам был задан вопрос о том, как изменились их доходы за предыдущие 6 месяцев. В ответ на него 40% участников исследования заявили, что за полгода доходы в их семьях возросли, причем у 7% - значительно. У 19% респондентов семейные доходы сократились, в т.ч. у 4% – значительно. И у 39% доходы не претерпели изменений. Доля семей с позитивной динамикой доходов, таким образом, превосходит долю семей с негативной динамикой в два раза.

Диаграмма 1. Как изменились доходы в Ваших семьях за предыдущие 6 месяцев? (%)

Как изменились доходы в Ваших семьях за предыдущие 6 месяцев? (%)

Источник данных: Ромир, апрель 2014, общероссийский городской омнибус, 1000 респондентов от 18 лет и старше.

Сравнение с данными аналогичного опроса за январь 2012 показывает лишь небольшое ухудшение оценок. На 4 процентных пункта снизилась доля семей с положительной динамикой доходов, и на 6 процентных пунктов выросла доля семей с негативной динамикой доходов (см. Диаграмму 1). В результате Индекс динамики доходов, показывающий баланс положительных и отрицательных оценок, сократился в 1,5 раза – с 36 до 24 пунктов. Заметим, что это весьма незначительное ухудшение на фоне такого серьезного внешнего негатива.

Значение Индекса динамики доходов у мужчин в два раза выше, чем у женщин – 31 и 16 пунктов соответственно. Среди респондентов моложе 25 лет значение индекса составляет 44 пункта, старше 45 лет – только 6 пунктов.

А вот в зависимости от принадлежности к той или иной доходной группе индекс меняет свой знак прямо на противоположный. Так, среди наиболее обеспеченных участников исследования индекс показывает +38 пунктов; среди респондентов со средним уровнем доходов – +13 пунктов; а в низкодоходной группе он опустился до отметки в -11 пунктов.

Следующий вопрос касался ожиданий респондентов относительно возможных изменений доходов их семей в ближайшие 6 месяцев. Здесь ситуация оказалась еще более оптимистичной. 68% опрошенных, как и два года назад, ожидают роста доходов своих семей, причем 25% ожидают роста значительного (см. Диаграмму 2). Только 10% участников исследования опасаются снижения доходов в своих семьях, что на 3 процентных пункта выше, чем в январе 2012.  Индекс ожиданий за два года практически не изменился и составил 81 пункт. Это означает, что большинство участников исследования не считают, что макроэкономические проблемы затронут лично их и их семьи, или надеются справиться с возникшими проблемами.

Диаграмма 2. Как изменятся доходы в Ваших семьях за следующие 6 месяцев? (%)

Как изменятся доходы в Ваших семьях за следующие 6 месяцев? (%)

Источник данных: Ромир, апрель 2014, общероссийский городской омнибус, 1000 респондентов от 18 лет и старше.

Индекс ожиданий у мужчин немного выше, чем у женщин – 87 и 76 пунктов, соответственно.  У молодых участников опроса (до 25 лет) он составляет 112 пунктов, а в старшей возрастной группе (свыше 45 лет) – только 51 пункт. У наиболее обеспеченных участников исследования значение Индекса ожиданий изменения дохода оказалось равно 87 пунктам; у наименее обеспеченных –  +61 пункт.

В феврале – марте было очень много разговоров об оттоке вкладов (депозитов) населения из банков, о переводе сбережений в иностранную валюту, о сокращении сбережений в связи с необходимостью поддержать текущий уровень потребления при повысившейся инфляции и замедлении роста доходов населения. Поэтому наш традиционный вопрос о том, что происходит с семейными сбережениями (по оценке самих участников исследования) оказался очень кстати.

Выяснилось, что 14% опрошенных последние месяцы делают больше сбережений, чем раньше. Это даже чуть более высокий показатель, чем два года назад (см. Диаграмму 3). 29% семей делали такие же сбережения, как и раньше, что на 5 процентных пунктов ниже, чем в январе 2012. 17% семей участников исследования стали делать меньше сбережений, чем раньше, но все же их семьи продолжают наращивать сбережения. В январе 2012 такой ответ дал каждый пятый участник исследования (20%).

8% респондентов заявили, что их семьи перестали делать сбережения. В январе 2012 такой ответ дали 9% участников исследования. 13% опрошенных утверждают, что их семьям за последние месяцы пришлось потратить часть сделанных ранее сбережений. В январе 2012 такой ответ давали 10% участников исследования. И, наконец, 16% респондентов заявили, что семьи не делают сбережений сейчас, и не имели сбережений ранее. В январе 2012 такой ответ дали только 12% опрошенных.

Диаграмма 3. Динамика сбережений за предыдущие 6 месяцев (%).

Динамика сбережений за предыдущие 6 месяцев (%).

Источник данных: Ромир, апрель 2014, общероссийский городской омнибус, 1000 респондентов от 18 лет и старше.

Анализ полученных ответов позволяет сделать вывод о том, что в сберегательной сфере произошли весьма незначительные изменения, что не отрицает возможных подвижек между формами сбережений или валютами. В одном из наших предыдущих релизов мы уже писали, что основным средством хранения сбережения у россиян по-прежнему остается рубль. И лишь у наиболее обеспеченной части граждан к рублю добавляются сбережения в долларах и / или евро.  

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru

Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены