Россияне все больше внимания уделяют качеству продуктов питания. За два года с момента проведения аналогичного опроса значимо увеличилась доля респондентов, которые называют качественными продукты без искусственных добавок и красителей. На треть увеличилась доля россиян, которые считают качественными продукты отечественных производителей. Также растет доля тех, кто готов платить больше за свежие и экологически чистые продукты, товары без содержания ГМО. И вместе с тем более чем вдвое сократилось число тех, кто не готов платить больше за качественные товары. При выборе товаров потребители обращают внимание в первую очередь на срок годности, состав продукта и затем на цену.
Исследовательский холдинг Ромир в июне текущего года провел опрос жителей российских городов* на тему качества продуктов питания, важности различных характеристик при выборе товаров. Аналогичный опрос проводился осенью 2012 года, что дало возможность проследить динамику. И во многом она оказалась положительной.
На вопрос о том, какие продукты россияне считают качественными, 92% опрошенных ответили – не содержащие искусственных добавок и красителей. Два года назад доля таких ответов составляла 84%. Еще ощутимее увеличилась доля тех, кто считает качественными продукты, произведенные выращенные в России – с 32% в 2012 году до 44% в текущем году. Также положительную динамику показал вариант ответа о продуктах, имеющих небольшой срок хранения – за два года рост с 35% до 43% (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Какие продукты питания Вы считает качественными? (%)
Источник: Ромир, июнь 2014
На вопрос о наиболее важных характеристиках при выборе продуктов питания ответы проранжировались следующим образом. В первую очередь, покупатели обращают внимание на срок годности (92%), затем читают этикетку на предмет состава продукта (85%). И заключает тройку наиболее важных параметров цена (75%). Страна-производитель и марка (бренд) являются менее значимыми характеристиками (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 2. На какие характеристики Вы обращаете внимание при покупке продуктов питания? (%)
Источник: Ромир, июнь 2014
Затем респондентам был задан вопрос о том, готовы ли они платить больше за определенные продукты. И две трети опрошенных (66%) ответили, что готовы тратиться на свежие (не замороженные, не обработанные) продукты. Еще 64% заявили, что готовы платить больше за экологически чистые продукты. Этот показатель немного увеличился за два года, когда он составлял 58%. Более половины респондентов (57%) готовы заплатить дороже за продукты без содержания ГМО. Двумя годами ранее таких ответов насчитывалось менее половины – 44%.
Диаграмма 3. За какие продукты Вы готовы платить больше? (%)
Источник: Ромир, июнь 2014
За два года более чем вдвое сократилось число тех, кто не готов переплачивать за качественные продукты – с 29% до 13%. Это говорит о том, что россияне все более внимательно относятся к тому, что они едят, готовы вкладывать дополнительные средства в здоровые продукты. Таким образом, можно говорить о том, что жители российских городов последовали примеру европейцев, которые особо ценят экологические и свежие продукты.
60% участников опроса, например, отметили, что за последний год стали больше покупать свежих продуктов. А еще треть респондентов (32%) сохранили долю «фреша» неизменной в своей потребительской корзине. Однако стиль покупок свежих продуктов в России пока отличается от западного. В Европе, как известно, за свежими товарами покупатели идут на рынки или в частные лавочки. Россияне же пока отдают предпочтение супермаркетам (42%). Хотя доля тех, кто покупает свежие продукты на рынках также значительна – 38%. В фермерских лавках и специализированных магазинах свежие продукты предпочитаются пока покупать пока 20% горожан.
*В опросе по городской репрезентативной выборке приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru