В августе 2014 года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 4,5% по сравнению с июлем текущего года. Это типичный для последних трех лет рост последнего месяца лета. По сравнению с августом прошлого года повседневные расходы выросли в номинальном выражении почти на 8%. Годовой рост номинальных расходов впервые за последние 10 месяцев не уступил инфляции потребительского рынка. Номинальное увеличение расходов в годовом выражении фиксируется уже четвертый месяц подряд (в мае +6%, в июне и июле по +4%). Ростом потребления ответили на продуктовые санкции только обеспеченные жители Москвы и Санкт-Петербурга.
Главной новостью потребительского рынка в последний месяц лета 2014 года, конечно же, стали ответные санкции, объявленные в самом начале августа и коснувшиеся поставок продуктов питания из США, Австралии и Западной Европы на российский рынок. В первые же недели после объявления российских ответных мер в СМИ стали появляться сообщения об ажиотажном спросе на отдельные виды продовольственных продуктов, попавших под санкции. На этом фоне от итогов августа можно было ожидать существенного роста индекса повседневного потребления. Рост действительно произошел, но только вот назвать его существенным никак не получается.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в августе 2014 года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 4,5% по сравнению с предыдущим месяцем. Рост потребительской активности в августе по сравнению с июлем фиксируется ежегодно (кроме 2013 года) на протяжении всего периода наблюдений. В 2008-2010 гг. этот рост составлял 10-11%, в 2011 и 2012 гг. – те же 4-5%, что и в 2014-м. Таким образом, ничего необычного в нынешнем росте нет.
По сравнению с августом прошлого года номинальные повседневные расходы россиян выросли на 8%. Инфляция потребительского рынка в годовом выражении составила (по данным Росстата) те же 8-8,5%. Таким образом, реальные повседневные расходы в августе 2014 оказались на уровне августа 2013, когда наблюдался 14-процентный номинальный рост на фоне 6,5% инфляции.
В августе 2011 года номинальный восстановительный рост поле жаркого лета 2010 составил вообще фантастические 27% на фоне 7% инфляции. И лишь в августе 2012 при инфляции в 6% имел место рост номинальных расходов в 8%. Таким образом, можно говорить лишь о восстановлении потребительской активности на уровне августа прошлого года, но никак не о потребительском ажиотаже.
Однако сам факт восстановления потребительской активности – это уже хорошая новость. Здесь будет уместно напомнить, что в течение предыдущих десяти месяцев (с октября 2013) потребительская активность на рынках товаров повседневного спроса сокращалась. С октября по апрель снижение реальных потребительских расходов составляло 5-8% в годовом выражении. А с мая по июль – 2-4%. И вот в августе снижение реальных расходов накоенц-то прекратилось.
Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – август 2014
100% = январь 2008 года
Источник: холдинг Ромир, Romir Household Panel, август 2014
Доля продовольствия
В августе 2014 доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров оставалась на уровне июня и июля – 57%. По сравнению с августом 2013 она выросла на 5 процентных пунктов. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса, соответственно, снизилась по сравнению с августом прошлого года и составила 43%.
С учетом изменения структуры повседневных расходов не трудно заметить, что расходы на продукты питания за год выросли на 18%, а на непродовольственные товары повседневного спроса -сократились на 3% в номинальном выражении. Конечно, при большом желании можно приписать такой результат влиянию «ответных продовольственных санкций», но на самом деле тенденция к увеличению доли продуктов в повседневных расходах наметилась еще в мае – июне текущего года, когда никаких санкций еще не было.
А вот с октября 2013 по март 2014 доля расходов на продукты снижалась в годовом выражении. В отдельные месяцы наблюдалось даже сокращение номинальных расходов на продукты питания на 10-15%. И вот теперь доля и объем расходов на продукты начали восстанавливаться.
Города
В Москве, невзирая на жару, еще в июле 2014 произошел перелом в динамике потребительской активности. Наблюдавшееся с апреля по июнь сезонное снижение активности сменилось ярко выраженным ростом. В августе этот рост продолжился. +5% к июлю и +16,5% к августу прошлого года. Годовой рост реальных потребительских расходов в Москве составил в августе 7%. Это очень высокий показатель.
Весьма вероятно, что отчасти этот рост был простимулирован продуктовыми санкциями и объемной закупкой запрещенных к ввозу продуктов отдельными группами гастрономически чувствительных граждан. Таким образом, в июле-августе в Москве произошла своеобразная компенсация отставания в росте повседневных расходов, наблюдавшаяся в предыдущие месяцы.
В Санкт-Петербурге повседневные расходы в августе выросли на 3% к июлю и на 18% к августу прошлого года. И без того весьма не ярко выраженный в северной столице сезонный спад сменился уверенным ростом. Даже с учетом инфляции можно говорить о росте реальных повседневных расходов в Санкт-Петербурге на 8-9% в годовом выражении. Как минимум половину нынешнего питерского роста можно приписать влиянию продовольственных санкций. В августе 2013 годовой рост составлял всего 9% в номинальном выражении.
В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в августе выросло на 3% по сравнению с июлем и лишь на 2,3% по сравнению с августом 2013. А в реальном выражении повседневные расходы снизились почти на 6%. Так что потребительский ажиотаж после ввода санкций этих городов совсем не коснулся.
В городах с населением более 500 тысяч жителей повседневные расходы в августе выросли к июлю на 7,8% при том, что в предыдущие два месяца они сокращались в номинальном выражении. Годовой рост составил 7%, что немного уступает показателю инфляции потребительского рынка.
Доходные группы
Потребители с доходами ниже среднего уровня в июле увеличили свои повседневные расходы по сравнению с июнем на 6,5%. В августе их расходы остались ровно на июльском уровне. За год же они выросли на 8,3% в номинальном выражении, что в точности соответствует расчетному значению инфляции потребительского рынка (Росстат). И если в июне и июле 2014 года именно эта группа потребителей выступила в качестве локомотива роста повседневных потребительских расходов, то в августе она уступила эту роль более обеспеченным горожанам.
У группы семей со средним уровнем доходов повседневные расходы в августе выросли на 5,4% по сравнению с июлем. До этого они в течение двух месяцев снижались, что представлялось нормальным сезонным спадом. По сравнению с августом 2013 номинальные расходы у этой группы потребителей не изменились, реальные же сократились на 8-8,5%. Месяц назад номинальное снижение составляло 8%, а реальное – 15%.
У потребителей с доходами выше среднего повседневные расходы в августе выросли на 6% по сравнению с июлем. В июле также наблюдался рост на 6,5% по отношению к июню, что было весьма необычно. В предыдущие годы в этот период обеспеченные горожане массово отправлялись в отпуска, уезжали из городов, и, как следствие, их повседневное потребление снижалось.
По сравнению с августом прошлого года номинальные повседневные расходы у обеспеченных потребителей выросли на 12,3%, а реальные – на 3,5%. Хотелось бы объяснить всплеск потребительской активности обеспеченных горожан исключительно следствием продуктовых санкций. Но, как было сказано выше, рост повседневных расходов в этой группе начался еще за месяц до их объявления.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81