Пятая часть россиян заметили изменение ассортимента на полках магазинов в связи с продуктовыми санкциями, введенными Россией в августе текущего года. Причем наиболее чувствительными к исчезновению некоторых привычных брендов оказались жители мегаполисов и представители высокодоходной группы. Особая ситуация сложилась в Северо-Западном регионе, где еще с советских времен установились специальные торговые отношения с приграничными странами, в первую очередь с Финляндией. Таким образом, исчезновение с полок многочисленных финских брендов не осталось незамеченным для более чем половины (57%) населения региона. Однако изменить состав своей продуктовой корзины в связи с исчезновением с полок привычных брендов пришлось только 8% россиян. Почти половина из них перешли на альтернативные марки. А пятая часть из них заранее закупили товары определенных марок перед их исчезновением. То есть в целом по стране запасались исчезающими брендами всего полтора процента россиян.
В начале сентября исследовательский холдинг Ромир провел общероссийский опрос населения на тему продуктовых санкций, введенных Россией в августе. В опросе по общероссийской репрезентативной выборке приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих во всех типах населенных пунктов и во всех федеральных округах.
Итак, прежде всего, респондентам был задан вопрос, насколько изменился ассортимент привычных им товаров в магазинах, где они обычно делают покупки, после введения продуктовых санкций. Мнения разделились в пропорции четыре к одному. То есть пятая часть россиян заметили исчезновение некоторых марок, а остальные участники опроса заявили, что никаких изменений они не заметили (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. В связи с введенными Россией продуктовыми санкциями заметили ли Вы изменение ассортимента в магазинах, где вы обычно делаете покупки? (%)
Источник: Ромир, сентябрь 2014
Отметим, что наиболее внимательными к изменению ассортимента оказались жители городов-миллионников. Среди них более 40% заметили, что некоторые и большинство марок исчезли с полок магазинов. Аналогичный ответ дали более трети представителей средне- и высокодоходной группы. То есть последствия продуктовых санкций в наибольшей степени затронули основных потребителей брендированной продукции.
Особая ситуация в связи с санкциями сложилась в Северо-Западном федеральном округе, где, в частности, финские товары исконно были представлены очень широко. Поэтому неудивительно, что в этом регионе более половины респондентов (57%) ответили, что после введения санкций некоторые марки с полок исчезли. А вот для жителей Южного округа санкции остались почти незамеченными – 90% респондентов юга России никаких изменений ассортимента в магазинах не заметили.
Вопрос о наличии изменений в ассортименте на полках – это одно. А вот изменения в продуктовой корзине в связи с исчезновением некоторых привычных брендов – это другое. Следующий вопрос был адресован только тем респондентам, которые отметили изменения ассортимента на полках магазинов. Им соответственно было предложено ответить, изменилась ли их корзина после введения санкций. Утвердительно на этот вопрос ответили 37%, что в среднем по стране дает результат в 8%.
Как и при ответе на предыдущий вопрос, несколько чаще об изменениях своей продуктовой корзины говорили жители мегаполисов, россияне со средним доходом. Среди респондентов из Северо-Западного округа, заметивших последствия санкций, две трети изменили привычный покупаемый набор продуктов в связи с исчезновением некоторых марок.
Респондентам, корзины которых претерпели изменения из-за санкций, был задан вопрос о том, как они отреагировали на исчезновение привычных марок (см. Диаграмму 2). Выяснилось, что почти половина из них начали покупать альтернативные бренды. Причем чем моложе респонденты, тем чаще они давали такой вариант ответа. Большинство респондентов Северо-Западного региона также решили выйти из положения с помощью альтернативных марок.
Чуть более трети респондентов, отвечавших на этот вопрос, решили пока вовсе отказаться от исчезнувших марок. Несколько чаще такой вариант ответа давали жители крупных городов, респонденты Урала и Сибири.
Пятая часть респондентов, чьи корзины претерпели изменения из-за санкций, в первые дни после их введения постарались запастись попавшими под эмбарго товарами. Причем в этом вопросе отличились, видимо, в силу привычки россияне старшего поколения и жители городов-миллионников.
Диаграмма 2. Что Вы предприняли в связи с исчезновением с полок некоторых марок товаров? (%) Вопрос задавался только тем респондентам, которые изменили содержание своей продуктовой корзины в связи с санкциями.
Источник: Ромир, сентябрь 2014
Таким образом, в целом по стране никакой паники в связи с санкциями и их последствиями не наблюдается. Если пересчитать результаты по последнему вопросу в разрезе всей страны, то получается, что на альтернативные марки взамен исчезнувших перешли около 4% россиян, около 3% решили пока отказаться от запрещенных марок, ничем их не заменяя. А запасались товарами, попавшими под эмбарго, только 1,5% жителей страны.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru