В августе текущего года средний чек вырос на 4 с лишним процента относительно июльских показателей и более чем на 10% по сравнению со значением августа прошлого года. Высокие темпы роста среднего чека в августе были зафиксированы в крупных городах с населением свыше 500 тысяч человек. Причем из всех типов торговых каналов горожане в августе предпочли гипермаркеты. Именно в них средний чек в августе вырос сильнее всего после нескольких месяцев затишья.
Исследовательский холдинг Ромир представляет новый индекс «Средний чек». Как и уже ставшие традиционными Индекс потребительской активности (ИПА) и индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), новый индекс рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
Показатель среднего чека в мае неожиданно вырос сразу на 5,66% по сравнению с апрелем. Его абсолютное значение 224 пункта (за 100 принято значение января 2008 года) оказалось третьим по величине за весь период наблюдений после показателей декабря 2013 и декабря 2012 гг. В июне он снизился на 1% против майских значений. В июле – не изменился. А в августе опять вырос сразу на 4% - до 231 пункта.
По сравнению с августом 2013 года средний чек в августе 2014 вырос на 10,5%. Таких высоких темпов роста этого показателя мы не видели уже очень давно. Есть соблазн приписать августовский рост исключительно влиянию продовольственных санкций и сверхнормативным закупкам попавших под них импортных продуктов. Но тенденция к росту среднего чека наметилась еще в мае, т.е. за три месяца до объявления этих самых санкций. И другие исследования Ромир показывают, что закупками товаров, попавшими под эмбарго, занимались всего 1,5% россиян.
Диаграмма 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к июлю 2014 года.
Источник: Romir Scan Panel, август 2014
В Москве средний чек в августе составил 720 рублей. То есть он вырос на 4% к июлю и на 11,8% к августу прошлого года. Но в прошлом году наблюдался нормальный сезонный спад показателя, а в этом году – нет.
В Санкт-Петербурге средний чек в августе также подрос относительно предыдущего месяца и составил 694 рубля против 681 в июле. Но его рост оказался чуть скромнее, чем в столице – всего 1,9%.
В городах-миллионниках в августе средний чек практически не изменился относительно июля. Напомним, что и в июле относительно июня средний чек почти не менялся. А вот по сравнению с августом прошлого года он вырос на 10,4%.
В городах с населением свыше 500 тысяч жителей в августе 2014 средний чек вырос сразу на 9,5%. Это абсолютный рекорд для летних месяцев за весь период измерений и второй по величине показатель после рекордного значения декабря 2013 года. А вот за год средний чек в крупных городах вырос тоже на 9%.
В августе 2014 года средний чек вырос к показателям июлям во всех типах торговых точек кроме дискаунтеров, где он не изменился. В супермаркетах рост составил 2%, продолжив тенденцию умеренного роста, сформировавшуюся еще в мае. В магазинах, торгующих через прилавок, рост составил 3%. В июле также был зафиксирован рост на 2%.
В гипермаркетах средний чек вырос на 5%. Отметим, что это произошло впервые после пяти месяцев плавного снижения показателя. Видимо, сверхплановые закупки в августе потребители делали преимущественно в гипермаркетах.
За год средний чек в гипермаркетах вырос на 4,3%. В супермаркетах – вырос на 9,3%. В магазинах, торгующих через прилавок – вырос на 3,7%, а в дискаунтерах – вырос на 16%.
Сеть месяца – О’Кей
Каждый десятый житель российских городов делал покупки в этой сети в прошедшем месяце, в среднем оставляя на кассе 1036 рублей. Этот показатель несколько ниже в Москве, где средний чек в этой сети в августе составил 928 рублей. Зато в северной столице средний чек в магазинах О’Кей был зафиксирован на отметке в 1089 рублей при пенетрации в 38%.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru