На других крупных рынках возможен даже небольшой рост потребления
Несмотря на летнюю волну экономического негатива и вполне резонные опасения относительно экономических перспектив ближайшей осени, как для страны в целом, так и для семейных доходов в частности, большинство потребителей пока сохраняют умеренно позитивный настрой относительно крупных покупок. Кроме автомобильного рынка, который вошел в очевидный кризис еще весной, крупные потребительские рынки в нашей стране пока сохраняют потенциал для умеренного сбалансированного роста.
В сентябре 2014 года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного всероссийского опроса поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние полгода и что они планируют приобрести в следующие 6 месяцев. Аналогичные вопросы задавались в 2013, 2012 и 2011 гг..
В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех федеральных округах.
Весна и лето 2014 года выдались для России в экономическом отношении весьма не простыми. На фоне обострения внешнеполитической ситуации, связанной с кризисом на Украине, продолжилось снижение темпов роста ВВП с 1-1,5% в первом полугодии 2013 до 0,5-0,9% в первом полугодии 2014. На 2% по сравнению с 1 полугодием прошлого года снизились инвестиции. С 6-6,5% годовых до 8-8,5% годовых ускорилась инфляция потребительского рынка. Темпы роста заработной платы и доходов населения снизились с 12% до 9% в номинальном выражении. А с исключением инфляционного фактора сокращение получилось более чем пятикратным: с 5% роста реальных доходов до 0,5-0,9%.
Курс рубля к началу осени 2014 опустился до 37 рублей за доллар и до 48 рублей за евро. Темпы снижения продаж новых автомобилей ускорились с 4-8% в начале года до 25% в июле-августе. Во второй половине лета один за другим обанкротились 10 туроператоров, в том числе три весьма крупных. У десятков тысяч туристов возникли серьезные проблемы, и летний отпуск оказался испорченным. Из хороших новостей можно отметить лишь продолжение роста в сфере жилищного строительства и хороший урожай зерновых, выращенный летом 2014 года.
На таком негативном фоне можно было бы ожидать, что настроения потребителей в отношении крупных расходов уже совершенных и особенно планируемых в ближайшие 6 месяцев окажутся весьма минорными. Однако опасения эти подтвердились только в отношении автомобильного рынка. Действительно, доля семей, как совершивших покупку автомобиля в предыдущие 6 месяцев, так и планирующих такую покупку в ближайшие полгода, сократилась в 1,5 раза против показателей предыдущих лет (см. Диаграмму 1).
Других рынков товаров длительного пользования аналогичные проблемы пока не коснулись. Но обо всем по порядку.
Так, 27% участников исследования заявили, что в прошедшие 6 месяцев их семьи не совершили не одной крупной покупки или траты. Это весьма стабильный показатель. В прошлом году он составлял 32%, в 2011 и 2012 гг. – 22-24%.
36% респондентов заявили, что не планируют крупных расходов и в следующие 6 месяцев. Этот показатель также соответствует данным предыдущих лет. Из года в год доля не планирующих крупные расходы в следующем периоде превышает долю не совершавших крупных трат в предыдущие 6 месяцев на 7-12 процентных пунктов. Это связано с тем, что часть крупных расходов, таких как оплата экстренных медицинских услуг, ремонт автомобиля, замена крупной бытовой техники, покупка мобильного телефона или украшений носит не запланированный характер.
Диаграмма 1. Крупные расходы в 2011-2014 гг.. (%).
Источник: Холдинг Ромир, сентябрь 2014
Почти половина участников исследования (45%) в качестве одной из крупных покупок прошедшего полугодия назвали одежду. Это более чем в два раза большая доля, чем была зафиксирована в 2013 году, но почти равная показателю 2011 года (44%). 40% опрошенных назвали одежду в качестве возможной крупной покупки следующего полугодия. Этот показатель также немного превышает данные прошлых лет. Таким образом, напрашивается вывод, что меньше одежды российские потребители приобретать не намерены. Возможно, они попробуют приобретать одежду дешевле.
Однако, с учетом того, что за последние 15 лет доля расходов на покупку одежды и обуви в совокупных расходах россиян снизилась с 12-13% до 5,5-6%, а это средний мировой и европейский уровень, мы полагаем, что заметного сокращения реальных расходов на одежду в ближайшие годы не произойдет. А номинальные расходы продолжат рост, по крайней мере, на уровне инфляции, т.е. не менее чем на 6-8% в год.
В каждой пятой семье (21%) за последние 6 месяцев случились крупные расходы, связанные медицинским обслуживанием. В прошлом году показатель был на уровне 14%, а в 2011 – 24%. Таким образом, можно смело утверждать, что уровень медицинских расходов как минимум не снижается. Только 15% участников исследования ожидают крупных расходов, связанных с поддержанием здоровья и оплатой медицинских услуг в следующем полугодии (См. Диаграмму 2). Но поскольку часть таких расходов зачастую носит вынужденный и экстренный характер, рассчитывать на реальное снижение крупных трат на медицину в ближайшем будущем не приходится.
20% российских семей за последние 6 месяцев совершили крупные траты, связанные с поездками на отдых. Этот показатель находится на уровне не ниже предыдущих лет. Провал 2013 года не стоит принимать во внимание, т.к. в том году опрос проводился до начала периода летних отпусков. А вот в следующие 6 месяцев уровень расходов, связанных с поездками на отдых, ожидаемо снизится. Ведь высокий отпускной сезон уже практически завершен. И теперь менее 10% семей планируют отдых в осенне- зимний период (См. Диаграмму 2).
Диаграмма 2. Что купили за предыдущие 6 месяцев и что собираются пробрести в следующие 6 месяцев (%).
Источник: Холдинг Ромир, сентябрь 2014
В каждой седьмой семье (14%) за последние полгода были совершены расходы, связанные с ремонтом и благоустройством (установка новых окон, дверей, сантехники и т.п.) в квартире, загородном доме, на даче. Это более высокий показатель, чем в 2013 году, однако он ниже, чем в 2011 (См. Диаграмму 1). В следующие полгода доля тратящих крупные суммы на ремонт и обустройство возможно немного снизится. Это опять таки связано с завершением дачного сезона, на который приходятся основные работы по благоустройству загородного жилья. По крайней мере, пока такие расходы запланированы только у 10% опрошенных (См. Диаграмму 2).
В каждой девятой (11%) семье за прошедшие 6 месяцев имели место крупные расходы, связанные с повседневными развлечениями: походы в кино и театр, на концерты и в рестораны. Это существенно более высокая доля, чем в предыдущие два года. На следующие 6 месяцев только 8% семей планируют подобные расходы. Однако маловероятно, чтобы расходы на развлечения реально снизятся. Высокий театральный и концертный сезон только начинается. И к тому же концерты и рестораны не всегда относятся к разряду твердо запланированных покупок. Из года в год потребители выражают намерение сэкономить на этой статье своих расходов, и из года в год этого им это не удается. По крайней мере, доходы российского кинопроката увеличиваются на 15-20% ежегодно (в рублях) на протяжении последних пяти лет.
В каждой восьмой (12%) семье за последнее полугодие были совершены расходы на образование. Этот показатель не ниже, чем в последние три года. В следующем полугодии 10% респондентов предвидят такие расходы. Так что по этой статье даже намерения сэкономить не наблюдается.
В каждой девятой семье (11%) крупной покупкой полугодия стал мобильный телефон или смартфон. В прошлом и позапрошлом годах показатели были немного ниже, а в 2011 году – те же 11%. Планируется приобретение мобильного телефона только в 4,5% семей респондентов. Правда, мобильный телефон уже давно перешел из разряда запланированных в группу спонтанных покупок. И даже снижение темпов роста потребительского кредитования никак не изменило данную тенденцию. Есть все основания предполагать, что покупки мобильных телефонов в следующем полугодии не уступят полугодию предыдущему.
В каждой десятой семье (10%) в последние 6 месяцев была приобретена мебель. Этот показатель вернулся к уровню 2011 года, что существенно выше результатов предыдущих двух лет. Планируют покупку мебели в следующие 6 месяцев 7% участников исследования. Таким образом, и на этом рынке существенного снижения покупательской активности пока не ожидается.
Только в одной из 12 семей (8,5%) в предыдущие 6 месяцев состоялись крупные расходы, связанные с ремонтом, техническим обслуживанием, тюнингом легкового автомобиля. В предыдущие годы этот показатель находился на уровне 9-12%. Не исключено, что часть автовладельцев отказались от работ, носящих профилактический или необязательный характер, и /или перенесли их на более поздний срок, например, на следующий год. По крайней мере, запланировали такие работы на ближайшие 6 месяцев только 4% участников опроса или 9% тех, у кого есть автомобиль в семье.
Однако ожидать значительного снижения спроса на авторемонтные работы не следует. Как мы знаем по опыту предыдущих опросов, к запланированным относятся менее половины подобного рода работ. Большая же их часть возникает внезапно, в результате дорожного инцидента или в связи с выходом из строя той или иной детали или узла.
Таким образом, итоги проведенного исследования можно считать вполне оптимистичными. Несмотря на летнюю волну экономического негатива и вполне резонные опасения относительно экономических перспектив ближайшей осени, как для страны в целом, так и для семейных доходов в частности, большинство потребителей пока сохраняют умеренно позитивный настрой относительно крупных покупок. Кроме автомобильного рынка, который вошел в очевидный кризис еще весной, крупные потребительские рынки в нашей стране пока сохраняют потенциал для умеренного сбалансированного роста.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81