Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Индекс «Кофе с Молоком»: против санкций - шоколад

В сентябре 2014 года Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) снизился на 5% по сравнению с августом и вернулся к значению июля текущего года. Значение индекса в сентябре составило 729 пунктов, что на 6,9% больше значения сентября 2013 года. Это весьма умеренный рост показателя, особенно на фоне предыдущего августовского скачка на 23%. Но, если сравнить его с показателями предыдущих периодов, когда годовой рост не превышал 3-5%, то окажется, что нынешний рост не такой уж скромный.  Снижение индекса КсМ в сентябре к августу 2014 произошло благодаря снижению реальных цен приобретения воды и шоколада, а также снижению объемов покупок воды и молока. А вот натуральные объемы приобретения шоколада возросли на 20%. Вероятно, покупатели решили совместить приятное с полезным: они поспешили воспользоваться выгодными ценовыми предложениями и одновременно сгладить с помощью шоколадных эндорфинов  экономическую и политическую нервозность.

 

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».

Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

 

Индекс «Кофе с Молоком» в сентябре 2014 года снизился на 5% по сравнению с августом и вернулся на уровень июля текущего года в 729 пунктов. Снижение индекса в сентябре по сравнению с августом происходит всего лишь второй раз за весь период наблюдений. Первый раз такое произошло в 2011 году, но тогда снижение составило всего лишь 1%. Винить в сентябрьской «аномалии», на наш взгляд, следует еще более аномальный август 2014, когда Индекс КсМ неожиданно вырос на 5% по сравнению с июлем и на 23% (!) по сравнению с августом 2013 года.

Рост индекса в августе по сравнению с июлем является совершенно нетипичным явлением. Такое наблюдается впервые за весь период измерений с 2008 года. Обычно в августе индекс снижался в связи с наступлением высокого отпускного сезона. Пожалуй, феномен текущего года можно объяснить нервозностью потребителей из-за объявленных правительством России продуктовых антисанкций в отношении западных поставщиков. Складывается такое впечатление, что из-за такой нервной политической и экономической обстановки в стране и мире август и сентябрь как будто поменялись местами. В августе, прервав и без того слабое в этом году сезонное снижение, Индекс как будто уже начал сезонный осенний рост, а в сентябре он как будто продолжил летний сезонный спад. По крайней мере, в предыдущие годы часто совпадали значения Индекса в июне, июле и августе, а не в июле и сентябре (см. Диаграмму 1). Остается надеяться, что в октябре все факторы - и политика, и экономика, и погода - немного стабилизируются, и потребление вернется на круги своя.

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2010 – сентябрь 2014

Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2010 – сентябрь 2014 

Источник: Romir Scan Panel, сентябрь 2014

За год (по сравнению с сентябрем 2013 года) индекс «Кофе с Молоком» вырос на 6,9%. Это весьма умеренный рост показателя, особенно на фоне предыдущего августовского скачка на 23%. Однако нельзя не заметить, что августовский впечатляющий рост во многом был получен благодаря эффекту «низкой базы» августа 2013. В сентябре 2014 эффект «низкой базы» отсутствует. Если сравнить сентябрьской рост с показателями предыдущих периодов (с ноября прошлого по май текущего года), когда годовой рост не превышал 3-5%, а то и снижался, то окажется что нынешние 6,5-7% роста - это не так уж и мало.

За три года (с сентября 2011) Индекс КсМ вырос только на 16,5% (в среднем – по 5-5,5% годового роста), существенно отстав от официальной оценки инфляции потребительского рынка за этот период (23%). За шесть лет (с сентября 2008) Индекс КсМ вырос на 60% (в среднем на 8,1% в год), что немного уступает оценке общей потребительской инфляции за эти шесть лет (64%).

Годовой рост индекса на 6,9% был вызван исключительно ростом цен на все продукты, входящие в Индекс. Шоколад вырос в цене на 8,5%, вода и молоко – на 16%, кофе – на 21% за год. Столь значительный рост цен был компенсирован снижением потребления воды на 12%, а кофе на 18%. Потребление молока снизилось всего на 1,5%. А продажи шоколада даже выросли на 10%.

Снижение Индекса КсМ в сентябре на 5% по отношению к августу произошло благодаря снижению реальных цен приобретения всех продуктов, входящих в Индекс, а также сокращению объемов покупок в натуральном выражении бутилированной воды (на 5%) и молока (на 12%). Особенно сильно (на 10% за месяц) снизились средние цены приобретения воды и шоколада. Цены на кофе и молоко снизились в пределах 2%.

Снижение натуральных объемов приобретения воды еще можно было бы объяснить наступлением осени, хотя сентябрь выдался довольно теплым. А вот снижение потребления молока в сентябре представляется довольно аномальным явлением. Месячное снижение Индекса могло бы быть и более значительным, но поддержку ему оказал 20%-ный рост покупок шоколада. На фоне снижения на 10% реальной цены приобретения этого продукта приходит мысль о возобновлении производителями и продавцами ценового стимулирования покупателей, на что покупатели не замедлили откликнуться.

Из интересных феноменов сентября можно отметить резкое снижение (почти в три раза к августу) натуральных покупок бутилированной воды наиболее обеспеченными горожанами. В этой же группе произошло увеличение натуральных покупок подешевевшего шоколада почти в 1,5 раза.

Цены всех продуктов Индекса кроме воды выросли у всех групп потребителей. А вот вода подорожала на 23% только в корзине среднеобеспеченных потребителей. И настолько же больше они платили в этом месяце за кофе. Наиболее обеспеченные граждане в сентябре 2014 покупали кофе на 80% дороже, чем год назад. Зато вода и шоколад обходились им на 2-3% дешевле.

Среднеобеспеченные горожане за год сократили потребление всех продуктов, входящих в индекс. Высокообеспеченные сократили потребление воды и кофе (на 30%), но увеличили покупки молока (на 70%) и шоколада (более чем в два раза). Граждане со скромным достатком сократили потребление кофе (на 20%) и молока (на 8%), но на 30% увеличили натуральное потребление воды и шоколада.

В Москве Индекс КсМ в сентябре снизился на 5% к августу и вырос на 3,5% по сравнению с сентябрем 2013. Месяц назад годовой рост составлял впечатляющие 29%. Незначительный годовой рост индекса КсМ в Москве произошел исключительно благодаря росту цен на все продукты, входящие в Индекс. Этот рост был отчасти компенсирован снижением потребления кофе почти на четверть.

Обеспеченные москвичи в сентябре больше не покупали (как это уже было в апреле, мае и июле) кофе существенно дешевле, чем представители других потребительских групп. Средняя реальная цена приобретения этого продукта выросла в этой группе еще в августе и вернулась к нормальному уровню. Зато в сентябре они покупали шоколад на 7% дешевле, чем наименее обеспеченные граждане. И за бутилированную воду они платили в среднем на четверть меньше, чем потребители со средним уровнем доходов.

В других крупных городах в сентябре 2014 года Индекс КсМ снизился на 5% к августу и вырос на 8,3% по сравнению с сентябрем 2013, сравнявшись с годовой инфляцией. За три года (с сентября 2011) рост Индекса составил всего 17,5%, что существенно ниже инфляции за этот период. За шесть лет (с сентября 2008) Индекс вырос на 66% что близко к показателю общей инфляции потребительского рынка.

Рост индекса в годовом формате произошел благодаря росту цен на все продукты индекса: вода подорожала на 5%, шоколад – на 10%, молоко – на 16%, кофе – на 28%. Годовой рост индекса был бы значительно более высоким, если бы не снижение потребления воды на 19% и кофе – на 16%. Правда, потребление шоколада выросло на 11%.

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены