Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Санкции дали шанс альтернативным брендам

Если месяц назад изменения ассортимента на полках магазинов в связи с введением продуктовых санкций заметила лишь пятая часть населения, то в октябре этот показатель несколько увеличился – до 26%. Причем по-прежнему внимательнее к ассортименту относятся жители крупных городов и граждане с доходами выше среднего. Внести изменения в состав своей привычной продуктовой корзины в связи с санкциями пришлось десятой части российских домохозяйств. А 8% россиян признались в том, что начали покупать альтернативные исчезнувшим марки и бренды. Месяц назад такой ответ давали вдвое меньше респондентов.  То есть можно утверждать, что россияне постепенно приспосабливаются к новым продуктовым реалиям.

Исследовательский холдинг Ромир продолжает следить за реакцией потребителей на введенные в августе продуктовые санкции. Во второй половине октября было проведено еще одно исследование на тему замеченности россиянами изменений ассортимента магазинов и последовавшими за этим  изменениями в составе продуктовой корзины потребителей.

Как и месяцем ранее, опрос проводился по общероссийской национальной выборке. В исследовании приняло участие 1500 россиян в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих во всех федеральных и округах и во всех типах населенных пунктов, в т.ч. и в сельской местности.

Респондентам вновь был задан вопрос о том, заметили ли они изменения ассортимента на полках магазинов в связи  с введенными продуктовыми санкциями. И если месяц назад утвердительно на этот вопрос отвечал каждый пятый респондент, то в октябре  такой ответ дал каждый четвертый россиянин (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. В связи с введенными Россией продуктовыми санкциями заметили ли Вы изменение ассортимента в магазинах, где вы обычно делаете покупки? (%)

В связи с введенными Россией продуктовыми санкциями заметили ли Вы изменение ассортимента в магазинах, где вы обычно делаете покупки? (%)

Источник: Ромир, октябрь 2014

Выявленные изменения не стоит называть разительными. Однако нельзя игнорировать тот факт, что увеличилась доля россиян, отметивших полное исчезновение привычных им марок с полок магазинов.

В целом об изменениях на полках чаще, чем в среднем по выборке, говорили жители крупных городов и миллионников, респонденты с высоким доходом. В разрезе регионов наибольшее число респондентов, отметивших те или иные изменения ассортимента, были выявлены в Центральном ФО и на Урале – 35% и 32% соответственно.

Как и в предыдущем опросе, респондентам, которые отметили изменения в ассортименте магазинов, был задан вопрос о том, произошли ли изменения в их продуктовой корзине в связи с этим. И если в сентябре утвердительно на этот вопрос ответили 37% опрошенных, то в октябре этот показатель немного вырос – до 41%. В пересчете на все население страны получается, что 10% россиян пришлось внести коррективы в свой привычный продуктовый набор.

Как и в сентябрьском опросе, лидерами по вынужденному изменению своей продуктовой корзины стали жители Северо-Западного региона страны, т.к. именно там традиционно было широко присутствие финских товаров и брендов. После их исчезновения жителям региона поневоле пришлось искать замену.

И в заключении респондентам, корзины которых претерпели изменения из-за санкций, был задан вопрос о том, как они отреагировали на исчезновение привычных марок. В этом вопросе поведение потребителем значимо поменялось (см. Диаграмму 2). Так, в сентябре о покупке альтернативных марок заявили 48% респондентов. В октябре же к такому стилю покупок перешли уже 74% опрошенных. Таким образом, в целом по стране почти 8% россиян решили заменить исчезнувшие марки и бренды альтернативными. Месяц назад, напомним, таковых было почти вдвое меньше.

Диаграмма 2. Что Вы предприняли в связи с исчезновением с полок некоторых марок товаров? (%) Вопрос задавался только тем респондентам, которые  изменили содержание своей продуктовой корзины в связи с санкциями.

Что Вы предприняли в связи с исчезновением с полок некоторых марок товаров?

Источник: Ромир, октябрь 2014

За месяц сократилось число осторожных покупателей, которые в связи с эмбарго решили временно воздержаться от покупки альтернативных марок. Такую позицию в сентябре занимали 35% респондентов, а в октябре – уже только 24%. В масштабах страны доля до сих пор воздерживающихся от перехода на альтернативные марки составляет всего 2,5% потребителей.

На запасах, сделанных еще до исчезновения «запрещенных» продуктов, по-прежнему живут 12% опрошенных, что в целом по стране дает показатель чуть более 1%. Среди них особенно выделяются жители мегаполисов из центра страны, т.е. скорее всего москвичи.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081;  pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены