Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Брызги шампанского

Каждый год перед новогодними праздниками покупки игристого напитка вырастают в разы

Многолетние наблюдения посредством панели домохозяйств Romir Scan Panel показывают, как увеличиваются продажи алкоголя и, прежде всего, игристых вин в предновогодний период. Так, ежегодно в четвертом квартале продажи шампанского выстреливают как пробка из бутылки, увеличиваясь в декабре в 3-3,5 раз по сравнению с ноябрем. Пик же приходится на последнюю неделю года. Относительно предпоследней недели рост может доходить до 80%.

Немного истории. Новый год – относительно молодой российский праздник. Его начали отмечать после указа Петра I в 1700 году. Правда, в народе этот праздник прижился только спустя несколько десятков лет. Традиция дополнять новогодний стол шампанским появилась лишь в начале XIX века. Свою популярность, согласно легенде, шампанское получило после исторической победы русской армии над Наполеоном. После завоевания города Реймс, русские решили отметить свою победу запасами найденного французского шампанского «Вдова Клико». Напиток пришелся по душе русским офицерам, и уже через несколько лет поставки в Россию шампанского превышали спрос на внутреннем рынке.

Сразу оговоримся, что в нашем обзоре речь пойдет не только о шампанском, но об игристых винах в целом. Шампанское – это игристое вино, произведенное из винограда, выращенного в провинции Шампань во Франции. А игристое – это вино, насыщенное углекислым газом путем естественного природного брожения в различных емкостях.  Исходя из того, что на полках российских магазинов все-таки значительно больше игристых вин, то в своем обзоре мы будем использовать именно этот термин.

Итак, в России Новый год традиционно отмечают с размахом. И одним из главных атрибутов праздника является шампанское. На полках магазинов сегодня представлен широкий ассортимент игристого напитка в разном ценовом диапазоне. Исследовательский холдинг Ромир, используя данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*, провел анализ объемов покупок игристого с акцентом на динамику последнего квартала года.

На протяжении всех лет наблюдений ежегодно фиксировался взрыв спроса на шампанское в четвертом квартале (см. Диаграмму 1). Разумеется, это связано с приближением новогодних праздников. Многие покупают шампанское не только для праздничного стола, но и в подарок друзьям или коллегам. В среднем потребление шампанского в последнем квартале увеличивается в 2-2,5 раза по сравнению с третьим кварталом.

 

Диаграмма 1. Доля домохозяйств, покупавших игристые вина за период.

Доля домохозяйств, покупавших игристые вина за период.

Источник данных: Romir Scan Panel

Интересной выглядит динамика покупки игристых вин непосредственно в течение самого четвертого квартала. Здесь наблюдается стабильный рост от октября-ноября к декабрю (см. Диаграмму 2).  Так, например, в 2013 году в декабре игристые вина приобретались в 3,9 раз большим количеством домохозяйств, чем в ноябре. В 2012 -  в 3,2 раза, в 2011 – в 2,9 раза.

Диаграмма 2. Доля домохозяйств, покупавших игристые вина в 4 квартале года.

Доля домохозяйств, покупавших игристые вина в 4 квартале года.

Источник данных: Romir Scan Panel

Исследование показало, что россияне стараются покупать игристые вина непосредственно перед  праздником, в последнюю неделю декабря. Так, например, в 2013 году количество россиян, купивших игристое вино в последнюю неделю года, было на 80% больше, чем покупавших в предыдущую  неделю. В 2012 году рост числа покупателей от предпоследней недели к последней неделе года составил 64%, а в 2011 – 77% (см. Диаграмму 3).

Диаграмма 3. Количество потребителей, покупавших игристые вина, по неделям в декабре 2011 – 2013 гг.

Количество потребителей, покупавших игристые вина, по неделям в декабре 2011 – 2013 гг.

Источник данных: Romir Scan Panel

Основными потребителями игристых вин в России являются представители прекрасной половины человечества в возрасте от 30 до 39 лет со средним доходом. Они потребляют данный напиток почти в два раза чаще, чем мужчины аналогичного возраста и дохода. Наименьшей популярностью игристые вина пользуются среди молодежи. Так молодые люди в возрасте 20-24 лет значительно реже потребляют игристое вино.

Интересным фактом является, что почти троекратное превосходство потребления шампанского женатыми/замужними потребителями над холостыми людьми. Несмотря на возрастную разницу, россияне, тем не менее, продолжают покупать шампанское к новогоднему столу, отдавая дань многолетней традиции.

С приближением праздников в потребительской корзине россиян появляются и другие сорта алкоголя. К концу года значительно увеличивается частота покупок таких напитков как ром, коньяк и виски. При этом «тихое» вино в этот период покупают значительно реже.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81 pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены