Рост цен коснулся и продуктов первой необходимости
Западные санкции, ответные меры России, связанные с ограничением импорта продовольствия, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро более чем в 1,5 раза – все это привело к ускорению темпов роста цен на продовольственные товары в 2014 году. Исследовательский холдинг Ромир, используя данные скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*, решил выяснить, как на самом деле ведут себя цены на самые востребованные продукты массового спроса. Новый индекс «Ценовой мониторинг» представляет ежемесячный анализ изменения цен на самые покупаемые бренды из различных категорий в разрезе городов и регионов, типов торговых каналов и отдельных сетей. Итак, в качестве товара представителя были выбраны макаронные изделия «Макфа» в упаковке 500 грамм.
За год (с декабря 2013 года по декабрь 2014 года) макароны «Макфа» подорожали на 14.6%. Темп роста практически совпал с общим темпом роста цен на продукты питания по расчетам Росстата. Однако стоит отметить, что предыдущие два года цены на макароны были практически стабильны. С марта 2012 года по март 2013 года цена увеличилась всего на 5%. Затем в сентябре 2013 года стоимость выросла еще на 5%. Уже в декабре 2013 года цены снизились на 6,5% и оставались на этом уровне до июня 2014 года. (см. Гистограмму 1).
Гистограмма 1. Динамика реальных цен приобретения макаронных изделий «Макфа» (500 гр.) в 2012 – 2014 гг. Руб.
Источник: холдинг Ромир, Romir Household Panel
Покупательная способность россиян со средней заработной платой, выраженная в макаронах «Макфа», последние три года ведет себя нестабильно, заметны как спады, так и подъемы, но, тем не менее, сохраняется общая тенденция к росту. В декабре 2012 года на одну среднюю зарплату (26,5 тыс. руб.) можно было приобрести 427 килограммов макарон «Макфа». В декабре 2013 года в одну среднюю заработную плату (30 тыс. руб.) «помещалось» 476 килограммов продукта. В декабре 2014 (32,5 тыс. руб.) года на среднюю зарплату можно было купить 450 килограммов макарон, что на 5,5% меньше, чем в 2013 году и на 5,5% больше, чем в 2012 году.
Реальная цена приобретения упаковки макарон «Макфа» незначительно дифференцирована по крупнейшим городам и регионам страны. В декабре 2014 года в Уральском Федеральном округе пачка макарон стоила в среднем 50 рублей, что в 1,5 раза выше цен в остальных регионах. За год цена «Макфы» на Урале выросла на 50%, причем пик роста пришелся на декабрь 2014 года. В Поволжье и Сибири за год цена выросла на 17%, на Северо-западе рост составил 15%, на Юге – 12%, в Центральном округе годовой рост не превысил и 4%.
Дороже всего пачка макарон в декабре 2014 года среди городов с численностью свыше 1 млн. человек стоила в Нижнем Новгороде – 42 рубля, рост средней цены за год составил 34%. Дешевле остальных в этот период «Макфу» покупали жители Волгограда – 30 рублей за пачку, годовой рост цены – 13%. В Москве годовой рост цены не превысил 5%, средняя стоимость упаковки продукта составила 35 рублей.
В 2014 году макаронные изделия «Макфа» практически исчезли с полок торговых киосков и павильонов. Цены, зафиксированные в 2013 году на этих точках, были в 1,5-2 раза выше, чем в магазинах других торговых форматов. Ценовая дифференциация по торговым форматам также практически сошла на нет. Средняя стоимость 500-граммовой «Макфы» в гипермаркетах и дискаунтерах в декабре 2014 года составила 35 рублей. В супермаркетах, минимаркетах и в магазинах, торгующих через прилавок – 37 рублей.
Самую выгодную цену в декабре 2014 года за упаковку макарон предлагала торговая сеть «Пятерочка» - 32 рубля за пачку, что всего на 2,5% дороже декабрьских цен 2013 года. В «Перекрестке» в декабре 2014 года макароны продавались по самой высокой цене – 41 рубль за пачку, что на 30% дороже, чем годом ранее.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81