Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Индекс Потребительский Активности (ИПА): Гонка деда Мороза удалась

В декабре 2014 года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 24% по сравнению с ноябрем. Это самый значительный предновогодний рост за весь период наблюдений Ромир. Даже в 2008 году декабрьские расходы превысили ноябрьские всего на 21%. При этом расходы на продукты питания за месяц выросли на 30%, а расходы на непродовольственные товары повседневного спроса выросли на 16%.

По сравнению с декабрем 2013 года повседневные расходы выросли в номинальном выражении на 15%, что примерно соответствует уровню продовольственной инфляции, но заметно превышает показатель инфляции непродовольственного рынка. При этом расходы на покупку продуктов питания за год выросли на 23%, а на непродовольственные товары повседневного спроса всего лишь на 4%.

Двузначный годовой рост повседневных расходов регистрируется второй месяц подряд, в ноябре цифра составила 12%. Реальный рост повседневных расходов в ноябре – декабре 2014 года составил лишь 2-2,5%. В предыдущие 12 месяцев (с октября 2013 года по октябрь 2014 года) реальные повседневные расходы сокращались на 1-11% в годовом выражении. Значительный рост повседневных расходов (более 30% к ноябрю и 16 – 19% к декабрю 2013 года) наблюдался в Москве и Санкт-Петербурге.

После продолжительного периода снижения реальных и номинальных повседневных расходов у представителей среднего класса в октябре и ноябре 2014 года показатели вновь  выросли на 11 - 13% в номинальном  выражении. В декабре темп роста увеличился до 18,5% годовых. Реальный рост повседневного потребления среднего класса в четвертом квартале составил порядка 4%.

Россияне в декабре продолжили снимать средства со своих рублевых депозитов и конвертировать их в доллары и евро. Благодаря переоценке валютных депозитов общий итог сберегательного процесса остается положительным.  За 2014 год объем рублевых депозитов россиян сократился примерно на 500 млрд. рублей. В то время как за 2013 год он увеличился на два триллиона рублей. Таким образом, дополнительный прирост наличности (в рублях, долларах и евро) у населения составляет примерно 2,5 триллиона рублей. Это соответствует совокупному объему потребительских расходов за целый месяц.

Как было отмечено  в предыдущем обзоре,  дополнительная наличность стала «давить»  не только на рынок наличной иностранной валюты, но и на рынки товаров длительного пользования. В декабре 2014 неожиданно для самих продавцов вырос спрос на легковые автомобили. Декабрьские продажи 2014 года на 2,5% превысили продажи декабря 2013 года. В то время как с февраля по октябрь продажи падали на 10 – 25% от месяца к месяцу. В итоге продажи в 2014 году на автомобильном рынке снизились на 10% в натуральном выражении вместо ожидаемого спада на 12-13%. В 2015 году участники рынка ожидают снижения на 20-25%.

На рынке крупной бытовой и компьютерной техники в декабре случился бум продаж в результате ажиотажного спроса. За две недели были распроданы товары, не находившие своего покупателя предыдущие 11 месяцев, кофе-машины, например.  Все это создает предпосылки для резкого роста цен, формирования диспропорций спроса и предложения.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в декабре 2014 года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 24% по сравнению с ноябрем 2014 года. Это самый высокий предновогодний рост за весь период наблюдений Ромир. В 2013 и 2012 годах декабрьский рост составлял только 20% к ноябрю. В 2011 году гонка деда Мороза ограничилась лишь 14% к ноябрю 2011 года. В далеком 2008 году предновогодний рост составил  21% к ноябрю 2008 года. Расходы на продукты питания в декабре выросли на 30% по сравнению с ноябрем, а расходы на непродовольственные товары – на 16% (см. Гистограмму 1). Приобретение автомобилей, телевизоров и кофе-машин в анализе повседневных расходов не учитывалось. 

В сравнении с декабрем 2013 года повседневные расходы выросли в номинальном выражении на 15%, что примерно соответствует уровню инфляции продовольственного рынка. Тем не менее, эта цифра немного превышает общий уровень инфляции, обозначенный Росстатом на отметке в 11,4% в годовом выражении. В результате реальные повседневные расходы в декабре минувшего года оказались выше расходов декабря 2013 года на 2-2,5%. С октября 2013 года по апрель 2014 года и в сентябре 2014 года наблюдалось снижение номинальных повседневных расходов на 1-4%, а реальных на 7-11% в годовом выражении. С мая по июль 2014 года был отмечен небольшой номинальный рост повседневных расходов  в 4-6%. С поправкой на инфляцию в эти месяцы можно говорить о снижении реального объема потребления в пределах 1,5-3%

Гистограмма 1. Номинальные и реальные темпы роста повседневных расходов в январе – декабре 2014 года.

 Номинальные и реальные темпы роста повседневных расходов в январе – декабре 2014 года.

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, Декабрь  2014

Доля продовольствия

В декабре 2014 года доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) выросла по сравнению с показателем ноября на три процентных пункта и составила 59% от общего объема расходов. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса снизилась до 41% от общего объема повседневных расходов. С учетом изменения структуры потребления получается, что расходы на продукты питания за месяц выросли на 30% в номинальном выражении, а расходы на непродовольственные товары повседневного спроса –  увеличились на 16%.

По сравнению с декабрем 2013 года доля продуктов питания выросла на четыре процентных пункта (до 59%), непродовольственных товаров – снизилась до 41% от доли повседневных расходов. В годовом выражении расходы на продукты питания выросли в декабре минувшего года на 23%, обогнав инфляцию продуктового рынка (около 15% годовых). Расходы на непродовольственные товары увеличились за год на 4%, отстав от непродовольственной инфляции в два раза. Подобный сценарий стал возможен благодаря жесткой оптимизации непродовольственных повседневных расходов потребителями. В декабре 2014 года россияне решили не экономить на продуктах  к праздничному столу.

Города

В Москве индекс потребительской активности в декабре вырос на 34% по сравнению с ноябрем. Такой же рост был зафиксирован в декабре 2008 года. В предыдущие годы показатель индекса не поднимался выше отметки в 25%, а в 2011 году и вовсе составил 16%. По сравнению с декабрем 2013 года повседневные расходы в Моск ве выросли на 19%, ощутимо перегнав показатели потребительской инфляции. За два года, с декабря 2012 по декабрь 2014 года, рост повседневного потребления в Москве составил 16%, что ниже потребительской инфляции за аналогичный период. За три года (с декабря 2011 года) номинальный рост расходов в Москве составил 42%, что более, чем в 1,5 раза превышает показатель общей инфляции потребительского рынка, накопленной за данный период (26%).

В Санкт-Петербурге повседневные расходы в декабре 2014 года выросли по сравнению ноябрем на 31%, что демонстрирует самый высокий предновогодний рост за весь период наблюдений. В 2012 и 2008 годах декабрьский рост был на уровне 26%, в остальные годы – ниже. В сравнении с декабрем 2013 года повседневные расходы в северной столице выросли на 15%, что немного выше уровня потребительской инфляции. За три года (с декабря 2011года) номинальный рост расходов в Петербурге составил 43%, что более чем в 1,5 раза превышает показатель общей инфляции потребительского рынка, накопленной за этот период (26%).

В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в декабре выросло по сравнению с ноябрем на 23%, что также является рекордным показателем за весь период наблюдений. Обычно новогодняя гонка ограничивалась ростом лишь на 15-19%. За год повседневные расходы в городах-миллионниках выросли на 11,3%, как и показатель инфляции потребительского рынка. За три (с декабря 2011 года) номинальный рост расходов в городах-миллионниках составил 31,5%, что выше  инфляции потребительского рынка на 5,5 процентных пункта.

В городах с населением свыше 500 тысяч жителей повседневные расходы в декабре выросли на 15% по сравнению с ноябрем, что весьма скромно. В 2013 году рост составил 18%, в 2012 – 21%. В реальном выражении можно говорить о росте потребительских расходов за год всего на 2-2,5%. За три года (с декабря 2011 года) номинальный рост расходов в городах этого размера составил 49%, что почти в два раза выше инфляции потребительского рынка, накопленной за этот период.

В городах с населением 100-500 тысяч жителей повседневные расходы в декабре 2014 года выросли на 28% по сравнению с ноябрем. В 2013 году аналогичный показатель был зафиксирован на уровне 24%, в 2012 году – на уровне 30%. За год (с декабря 2013 года) показатель увеличился до 18%. В реальном выражении можно говорить о росте потребительских расходов на 4-5% за год. За три года (с декабря 2011 года) номинальный рост расходов превысил отметку в 65%, что больше показателя инфляции потребительского рынка в 2,5 раза.

Доходные группы

Потребители с доходами ниже среднего  в декабре 2014 года потратили на повседневные нужды на 14,5% больше средств в номинальном выражении, чем ноябре минувшего года. В 2013 году декабрьский рост расходов составлял у них 20%, в 2012 году – 30%. По сравнению с декабрем 2013 года расходы у этих потребителей возросли на 10%, что ниже инфляции потребительского рынка. Реальное повседневное потребление у этой группы россиян снизилось на 1,5% за год с поправкой на инфляцию. За два года (с декабря 2012 года) номинальный рост расходов в этой группе потребителей составил только 15% на уровне инфляции в 19%.  За три года (с декабря 2011 года) повседневные расходы у данной группы потребителей в номинальном выражении выросли на 32%, что превышает потребительскую инфляцию, накопленную за этот период, на 6-7 пунктов.

У группы семей со средним уровнем доходов повседневные расходы в декабре 2014 года выросли на 26% к ноябрю и октябрю, и на 45% к провальному сентябрю. По сравнению с декабрем 2013 года повседневные расходы у группы россиян выросли на 18%, обогнав инфляцию потребительского рынка в 1,5 раза. За два года (с декабря 2012 года) номинальный рост расходов в этой группе составил только 11%, что ниже инфляции потребительского рынка почти в два раза. За три года (с декабря 2011 года) повседневные расходы этой группы потребителей в номинальном выражении выросли на 32%, что превышает потребительскую инфляцию, накопленную за этот период на 6 – 7 пунктов. Рост реальных расходов по сравнению с декабрем 2011 года – в пределах 5%.

У потребителей с доходами выше среднего уровня повседневные расходы в декабре 2014 года выросли на 25% по сравнению с ноябрьскими значениями. В декабре 2008 года рост был зафиксирован на уровне 23%, в декабре 2010 года – на уровне 24%, в остальные годы – значительно ниже. За год повседневные расходы обеспеченных потребителей выросли на 12%, что немного выше общей потребительской инфляции. За два года (с декабря 2012 года) номинальный рост расходов в этой группе составил 16%, полностью  совпадая с показателями инфляции потребительского рынка. За три года (с декабря 2011 года) повседневные расходы этой группы потребителей в номинальном выражении выросли на 36%, что превышает потребительскую инфляцию, накопленную за этот период, на 10 пунктов. Рост реальных расходов по сравнению с декабрем 2011 года – около 8%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены