Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Индекс «Кофе с молоком» показал рекордный рост

В конце минувшего года  индекс «простых удовольствий» показал рекордный рост. Большой скачок показателей произошел как за счет увеличения цен на товары, составляющие индекс, так и за счет роста объемов потребления данных продуктов. В декабре 2014 года Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ Ромир) вырос на 13,5% по сравнению с ноябрем 2014 года и на 19% по сравнению с декабрем 2013 года, поднявшись до самой высокой отметки  за весь период наблюдений Ромир.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

За три года (с декабря 2011 года) индекс КсМ Ромир вырос на 24,5%, в среднем по 7,5% годового роста, немного отстав от официальной инфляции, заявленной Росстатом за этот период (26,5%). За шестилетний период (с ноября 2008 года) индекс «набрал» 68%, в среднем по 9% за год, что немного превышает оценку Росстата общей потребительской инфляции за эти шесть лет (см. График 1).

Индекс «Кофе с молоком» в декабре  2014 года вырос по сравнению с ноябрем на 13,5%. Такого значительного предновогоднего роста индекса холдинг Ромир ранее не наблюдал. В предыдущие годы декабрьские показатели превышали ноябрьские на 10%. Многолетние исследования показывают, что рост индекса КсМ Ромир в октябре-декабре является типичным явлением, правда, в этот раз показатели двигались вверх крайне стремительно. За три месяца (с сентября 2014 по декабрь 2014 года) КсМ Ромир вырос на 28%. За аналогичный период 2013 года рост составил 14%. В предыдущие годы в четвертом квартале индекс КсМ Ромир доходил до отметки 18-22%.

График 1. Динамика Индекса «Кофе-с-молоком». Январь 2010 – декабрь 2014.

Динамика Индекса «Кофе-с-молоком». Январь 2010 – декабрь 2014.

Источник: Romir Scan Panel, декабрь 2014

Месячный рост индекса на 13,5% (к ноябрю 2014 года) произошел из-за увеличения объемов физического потребления продуктов, входящих в индекс. Потребление молока увеличилось на 6%, кофе – на 8,5%, шоколада – на 15% и бутилированной воды – на 17%. Помимо прочего на 11% выросла средняя реальная цена приобретения шоколада, стоимость кофе увеличилась на 3,7%, а вот средние цены на молоко и воду пошли на спад, правда, пока небольшой – 2-3% за месяц.

Годовой рост индекса КсМ Ромир дошел до отметки в 19%, продемонстрировав самый высокий показатель за весь период наблюдений. В декабре 2013 года было отмечено небольшое снижение индекса КсМ Ромир к декабрю 2012 года. За два года рост индекса составил 18,5, что практически соответствует значению инфляции, накопленной за этот период. За три года (с декабря 2011 года) индекс КсМ Ромир вырос на 24,5%, (в среднем по 7,5% годового роста), немного отстав от официальной оценки (Росстат) инфляции потребительского рынка за этот период (26,5%). За шесть лет наблюдений (с декабря 2008 года) индекс «дорос» до отметки 68%, что превышает показатели инфляции за шесть лет. Скачок произошел не только за счет увеличения цен на все товары индекса, но и за счет увеличения объемов потребления воды и кофе. Натуральный объем покупок молока вырос всего на 1%, а цена – на 10%, до 44 рублей 70 копеек.

В Москве индекс КсМ Ромир в декабре 2014 года вырос на 16% к значениям ноября и достиг отметки в 1120 пунктов. Однако в предыдущие годы декабрьские показатели не превышали и 10%. С декабря 2012 по декабрь 2013 года индекс показал снижение на 7,5%. За последние три года рост значений индекса КсМ Ромир в Москве составил 24%, что ниже темпов потребительской инфляции. Большой скачок показателей индекса произошел только в декабре 2014 года. В течение шести лет наблюдений за индексом «Кофе с Молоком» показатели выросли на 50%, что уступает накопленной инфляции за этот период на 10 процентных пунктов.

Годовой рост индекса в Москве достиг отметки в 23%. Цена на молоко за данный период выросла на 3%, до 46 рублей 60 копеек, что на рубль ниже ноябрьских значений. Объем натуральных покупок молока вырос на 10%, кофе – на 18%, притом, что кофе стал стоить дороже на 6%. Средняя реальная цена бутилированной воды за год возросла на 10%, а объемы покупок увеличились в 1,5 раза. Цена на шоколад в столице увеличилась на 21%, а потреблять его стали на 6% меньше.

В других крупных городах в декабре 2014 года в целом индекс КсМ Ромир вырос на 11,7% по сравнению с ноябрем и достиг отметки в 861 пункт. В декабре 2013 года рост показателей индекса составил 10% к ноябрю того же года, в декабре 2011 – 14,4%, в декабре 2010 года – 12%. Таким образом, двузначные показатели индекса КсМ Ромир в крупных городах являются ежегодной тенденцией.

За год (к декабрю 2013 года) рост индекса КсМ Ромир в крупных городах составил 17%. Подобные значения индекс демонстрировал в 2009 и 2010 годах. Однако в 2011 и 2013 году темп роста составил 2-8%. За три года (с декабря 2011 года) показатель индекса КсМ Ромир дошел до 24,5%, что немного ниже значений инфляции потребительского рынка за указанный период. За шесть лет (с декабря 2008 года) индекс дошел до отметки в 82%, что превосходит показатели инфляции на 20 процентных пунктов.

Стремительный рост показателей индекса КсМ Ромир (с декабря 2013 по декабрь 2014 года) на 17% произошел в связи с подорожанием продуктов индекса, за исключением бутилированной воды. За год почти на треть выросла средняя реальная цена шоколада (31,5%). За текущий период россияне стали на 16% больше потреблять кофе, чем в декабре 2013 года, в то время как цена продукта увеличилась на 7,5%. Объем покупок остальных товаров снизился в среднем на 2-3%.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

 

Ежегодный опрос Гильдии 2024
Уважаемый коллега! Пожалуйста, примите участие в ежегодном опросе!
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены